Средства обучения и воспитания в МБОУ СОШ с. Аятское ОБУЧЕНИЕ Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, диапроекторы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо чётко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассеивается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут). Использовать приём немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации. С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке. В ОУ используются электронные дневники. Электронные дневники дают возможность контролировать успеваемость и посещаемость детей. Электронный дневник дисциплинирует учеников и создаёт мотивацию в обучении, что ведёт к повышению качества учёбы. В учреждении используется 52 компьютера (из них 16 ноутбуков) для образовательного процесса. 15 кабинетов школы оборудованы автоматизированным рабочим местом учителя (компьютер, проектор, экран). На компьютерах установлены операционные системы: Windows. Периферийная техника для образовательного процесса: мультимедийный проектор – 10 шт.; интерактивная доска – 5 шт.; принтер – 11 шт.; сканер и ксерокс – 4 шт.; многофункциональное устройство – 4 шт. Функционирует компьютерный класс. Локальной сетью охвачены 26 компьютеров (включая кабинет информатики). Школа подключена к сети Интернет, оплата за счёт средств областного бюджета. В школе имеются предметные кабинеты, оснащенные современным оборудованием в соответствии с требованиями учебных планов и программами обучения. Помещение школьной библиотеки оборудовано читальным залом для самостоятельных занятий обучающихся. Для проведения уроков по предмету «Технология» имеются швейные машины и соответствующее оборудование для кулинарии. Для проведения уроков физкультуры и обеспечения внеурочной занятости в школе работает спортивный зал, оснащенный всем необходимым спортивным оборудованием. Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам. Обучающиеся школы обеспечены горячим питанием, которое осуществляется через столовую на 40 посадочных мест. Питание организовано в соответствии с графиком, утвержденным директором школы. Безопасное пребывание в школе обеспечено наличием: автоматизированной системы пожарной сигнализации тревожной кнопкой системой видеонаблюдения ВОСПИТАНИЕ Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров. Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обуславливающих специфику её функционирования и перспектив развития. Преимущества осуществления педагогической деятельности характеризуются: достаточно широким представлением учителей о детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.д.; близостью к природе, народным обычаям, традициям; силой общественного мнения, авторитетом педагогов; адаптацией учащихся к современным условиям жизни. За последние годы наиболее важными достижениями коллектива являются следующие: более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребёнка, формирование его нравственного, познавательного, коммуникативного, национального, эстетического, трудового, физического потенциала; происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в решении целей и задач воспитания; наблюдается рост удовлетворённости учащихся и родителей психологическим климатом в школе, деятельностью учебного заведения; сложились определенные традиции школы; у педагогов и школьников преобладает позитивное настроение; педагогами осознана полезность работы по формированию детского коллектива; под постоянным контролем администрации находится работа по профилактике правонарушений: а) раннее выявление неблагополучных семей и учащихся группы риска; б) вовлечение учащихся, особенно «трудных», в деятельность школьных и внешкольных кружков и объединений; в) ведение дневника индивидуальной работы с учащимся «группы риска»; г) посещение их семей и тесная связь с родителями; д) организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов.