Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Аятское
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО точных
и естественных наук
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ СОШ с. Аятское
________________________ ________________________ ________________________
М.Н. Войтехова
И.А. Разградская
Е.В. Севрюгина
Протокол № __1__
Протокол №__1__
Приказ № 200 -Д
от «28» августа 2025 г.
от «28» августа 2025 г.
от «29» августа 2025 г.
Рабочая программа
базового уровня сложности
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Название Юный экспериментатор
Форма обучения: очная
Место реализации: с. Аятское, ул. Калинина, 5, каб. №8
Срок реализации программы: 1 год
Кол-во учебных недель: 34
Всего академических часов: 34
из них по формам обучения
из них с использованием дистанционных технологий --из них в форме индивидуальной работы --Кол-во ч/нед: 1
Продолжительность занятий: 40 мин.
Педагог: Клементьева Юлия Валерьевна,
Проверил: ___________________________
Фамилия И.О.,
должность___________________________
____________________________________
(подпись)
2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 8-х классов, желающих приобрести опыт
самостоятельного применения знаний по физике на практике при проведении экспериментов. В
курсе даются сведения о методах физических измерений, полезных не только будущим физикам
и инженерам, но и каждому человеку в его повседневной жизни. На лабораторных занятиях
школьники научатся уверенно и безопасно использовать разнообразные физические приборы.
Опыт практической работы с ними окажет ученику помощь в обоснованном выборе профиля
дальнейшего обучения.
Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные ими при изучении
физики в 7-8 классах, дает возможность более глубоко познакомиться с методами измерения
физических величин, обрести учения практического использования измерительных приборов,
обработки и анализа полученных результатов.
Целью курса является предоставление учащимся возможности удовлетворить
индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе
познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и
исследований.
Основной задачей курса является помощь ученику в обоснованном выборе профиля
дальнейшего обучения.
Содержание курса выстроено по принципу от простого к сложному, от приобретения
новых умений и навыков к их творческому применению.
На теоретических занятиях рассматриваются методы измерения физических величин,
устройство и принцип действия измерительных приборов, способы обработки и предоставления
результатов измерений. На практических занятиях при выполнении лабораторных работ
учащиеся смогут приобрести умения и навыки планировать физический эксперимент в
соответствии с поставленной задачей, научиться выбирать рациональный метод измерений,
выполнять эксперимент, анализировать и представлять результаты его выполнения в различной
форме.
Выполнение практических и экспериментальных заданий позволит учащимся применить
приобретенные навыки в нестандартной ситуации. Занятия способствуют развитию способностей
самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать
свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно
обсуждать их.
Программа курса рассчитана на 1 час в неделю.
2
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
5) формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и
изобретений, к результатам обучения;
6) приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и
самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии
с жизненными потребностями и интересами;
7) приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы,
конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку
зрения по обсуждаемому вопросу.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование регулятивных,
познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода
научного познания при изучении явлений природы;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем.
Познавательные УУД:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения
познавательных задач.
3
Коммуникативные УУД:
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
4
Содержание курса
Раздел
Содержание
Методы измерения
физических величин.
Основные и производные
физические величины и их
измерения. Абсолютные и
относительные
погрешности. Способы
оценки границы
погрешностей. Выбор
метода измерений и
измерительных приборов.
Запись результатов
измерений. Таблицы и
графики. Обработка
результатов измерений. Роль
измерений в науке. Меры
безопасности при
проведении эксперимента.
Мои первые Нахождение зависимостей
исследования между физическими
величинами. Изучение
тепловых, электрических и
магнитных явлений.
Наблюдение и исследование
тепловых процессов.
Наблюдение и исследование
процессов электризации тел
и электрического тока.
Наблюдение и исследование
магнитных явлений.
Измерения
физических
величин
Виды деятельности
Воспринимать и
оценивать
информацию,
представленную в
виде таблиц,
графиков, схем,
диаграмм.
Представлять
информацию в виде
презентации на
заданную тему
Описывать
физические
величины.
Анализировать
результаты опытов.
Описывать
физические
величины.
Представлять
результаты опытов в
виде формул,
таблиц, графиков,
схем, диаграмм.
5
Форма
организации
Фронтальная
беседа,
демонстрационный
эксперимент,
викторина, работа
в группах, работа в
парах.
Фронтальная
беседа,
демонстрационный
эксперимент,
работа в группах,
работа в парах
Календарно-тематическое планирование курса
№
урока
Дата
Раздел
Тема урока
1 четверть
Измерения
физических
величин
Роль измерений в науке. Виды измерений
Методы измерения физических величин.
Основные и производные физические величины и их
измерения.
Единицы физических величин. Соотношения между
единицами.
Абсолютные и относительные погрешности. Способы
оценки границы погрешностей
Выбор метода измерений и измерительных приборов.
Моделирование. Физический эксперимент
Представление результатов эксперимента в виде
таблиц, графиков, диаграмм
1
2
3
4
5
6
7
8
2 четверть
9
10
14
15
16
24
25
26
1
1
1
Приборы и инструменты. Цена деления шкалы прибора.
Определение цены деления термометра
Исследование зависимостей показаний термометра от
внешних факторов
Наблюдение изменений внутренней энергии тела в
результате теплопередачи и работы внешних сил
Нахождение зависимостей между физическими
величинами
Измерение удельной теплоемкости вещества
1
1
1
4 четверть
27
1
1
1
25
Измерение удельной теплоты плавления льда
Исследование процесса испарения
Исследование тепловых свойств парафина
Измерение влажности воздуха
Опыты по наблюдению электризации тел при
соприкосновении
Проводники и диэлектрики в электрическом поле
Сборка и испытание электрической цепи постоянного
тока
Изготовление и испытание гальванического элемента
Наблюдение теплового, химического и магнитного
действия электрического тока
Устройство и принцип действия кварцевой лампы
22
23
1
Обработка результатов эксперимента с помощью Excel
Меры безопасности при проведении эксперимента
3 четверть
17
18
19
20
21
1
1
1
8
Мои первые
исследования
11
12
13
Колво
часов
8
10
Определение цены деления амперметра
6
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
28
29
30
31
32
33
34
35
Оценка границы погрешностей при измерении силы
тока
Определение цены деления вольтметра
Исследование зависимости силы тока от напряжения на
концах нити электрической лампы
Исследование зависимости электрического
сопротивления проводника от его длины, площади
поперечного сечения и материала
Исследование полупроводникового диода
Исследование явления магнитного взаимодействия тел
Исследование явления намагничивания вещества
Изучение действия магнитного поля на проводник с
током
7
1
1
1
1
1
1
1