РП_ВД_Самбо в школу_ 4_2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Невьянского городского округа
МБОУ СОШ с.Аятское

УТВЕРЖДДАЮ
Директор МБОУ СОШ
с.Аятское
_______________Севрюгина Е.В.
Протокол № 1 от
«28___» __08__ 2025 г.
Приказ №_200-Д____ от
«29___» __08__ 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ID: 61024527
Внеурочной деятельности «Самбо в школу»
для обучающихся 4 классов

с.Аятское

2025-2026г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный

предмет

«Физическая

культура»

является

частью

физического воспитания в целом и направлен на решение приоритетных
задач

государства по

формированию

повышению общего

ценностей

здорового

образа

уровня

здоровья

жизни,

нации,

сохранению

и

укреплению здоровья подрастающего поколения. Примерная рабочая
программа учебного модуля «Самбо» по учебному предмету «Физическая
культура» начального, основного и среднего общего образования, позволяет
максимально быстро добиться желаемого результата по популяризации
национального вида спорта самбо, вовлечению обучающихся в мир Самбо в
рамках всероссийского спортивно- образовательного проекта «Самбо в
школу!».

Программа

ориентирована

на

двигательную

деятельность

обучающегося с общеразвивающей направленностью.
Цель программы: разработать систему включения технических
элементов и приемов борьбы самбо в структуру учебного предмета
«Физическая культура» в общеобразовательной школе с целью увеличения
двигательной активности учащихся и повышения эффективности занятий
физической культурой.
С учетом патриотической составляющей Самбо ценностные ориентиры
Программы определяются направленностью на формирование культуры
русского человека - активного, целеустремленного члена общества.
Программа предполагает решение следующих задач:
- реализация

принципов

вариативности

обосновывающих

планирование

учебного

индивидуальности

учащегося

его

и

и

материала

физических

сообразности,
с

учетом

возможностей

и

способностей;
- разработка системного подхода к использованию техник и методики

борьбы самбо в структуре учебного предмета «Физическая культура» в
общеобразовательной школе;
- освоение теории, формирование двигательных умений и навыков в

борьбе самбо;
- воспитание у обучающихся морально-волевых качеств и чувство

коллективизма;
- укрепление здоровья школьника, усиление оздоровительного эффекта

в результате исполнения технических действий борьбы самбо в качестве
физических упражнений, доступных каждому школьнику, развивающих не
только навыки самообороны и защиты других, но и укрепляющих душевное
и физическое здоровье юных граждан.
Программа позволяет системно развивать физические способности
учащихся

и

совершенствовать

качества

их

личности,

образуя

преемственность методики обучения от 1 класса до 11 класса. Это
обеспечивает ценность и актуальность программы, и возможность ее
широкого практического применения в общеобразовательных школах.
Предложенная в программе система обучения навыкам борьбы самбо
способствует совершенствованию методик образовательной деятельности
учителей физической культуры общеобразовательных школ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
В основном содержании учебного модуля «Самбо» на уровне
начального

общего

образования

изложены

специально-

подготовительные упражнения и игры, задания, изучаются приёмы
самостраховки, приёмы борьбы в положении лёжа, приёмы выведения из
равновесия, подводящие упражнения к броскам.

Учебный модуль «Самбо» реализуется в вариативной части рабочих
программ начального общего образования по учебному предмету «Физическая
культура» в рамках третьего часа физической культуры, который отводится
образовательной организацией за счет 1 часа внеурочной деятельности и
предполагает планирование учебных часов – из расчета 1 час в неделю.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного модуля
«Самбо»: на уровне начального общего образования составляет 102
часа, из них:
2

класс – 34 часа;

3

класс – 34 часа;

4

класс – 34 часа;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Из истории физической культуры
Физическая культура у народов Древней Руси. История развития
физической культуры в XVII–XIX вв. Зарождение и развитие борьбы Самбо.
Роль и значение физической культуры и единоборств для подготовки солдат
русской армии.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Спортивно-оздоровительная деятельность
Специально-подготовительные

упражнения

Самбо.

Приёмы

самостраховки: на спину перекатом, на бок перекатом, при падении вперед
на руки, при падении на спину через мост, на бок кувырком. Упражнения для
бросков: удержаний, выведения из равновесия, подножек, подсечек, бросков
захватом ног. Упражнения для тактики: подвижные игры, игры-задания.
Изучение приёмов в положении лёжа. Удержания: сбоку, со стороны
головы, поперек, верхом. Варианты уходов от удержаний. Учебные схватки

на выполнение изученных удержаний. Переворачивания партнера, стоящего
в упоре на руках и коленях: захватом рук сбоку, рычагом, скручиванием
захватом руки и ноги (снаружи, изнутри), захватом шеи и руки с упором
голенью в живот. Активные и пассивные защиты от переворачиваний.
Комбинирование переворачиваний с вариантами удержаний.
Упражнения для подготовки к броскам. Выведение из равновесия:
партнера стоящего на коленях рывком и скручиванием, партнера в приседе
толчком, партнера стоящего на одном колене рывком, скручиванием,
толчком. Игры-задания и учебные схватки на выполнение изученных
выведений из равновесия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Физическая
культура» на уровне начального общего образования достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с
традиционными социокультурными и духовно- нравственными ценностями
России и Донбасса, принятыми в обществе правилами и нормами поведения
и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности
Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта
деятельности на их основе:
—становление ценностного отношения к истории и развитию
физической культуры народов России, Донбасса, осознание её связи с
трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;
—формирование нравственно-этических норм поведения и правил
межличностного общения во время подвижных игр и спортивных
соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
—проявление уважительного отношения к соперникам во время
соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при
травмах и ушибах;
—уважительное отношение к содержанию национальных подвижных
игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;
—стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению
правил здорового образа жизни;
—проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей
физического развития и физической подготовленности, влияния занятий
физической культурой и спортом на их показатели.
Метапредметные результаты

Метапредметные результаты отражают достижения учащихся в
овладении

познавательными,

универсальными

учебными

коммуникативными
действиями,

умения

и
их

регулятивными
использовать

в

практической деятельности. Метапредметные результаты формируются на
протяжении каждого года обучения
По окончании первого года обучения учащиеся научатся:
познавательные УУД:
—находить общие и отличительные признаки в передвижениях
человека и животных;
—устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и
физическими упражнениями из современных видов спорта;
—сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между
ними общие и отличительные признаки;
—выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить
возможные причины её нарушений; коммуникативные УУД:
—воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и
их исходные положения;
—высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической
культурой, оценивать влияние самостраховки на профилактику травматизма,
гигиенических процедур на укрепление здоровья;
—управлять эмоциями во время занятий физической культурой и
проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно
относиться к замечаниям других учащихся и учителя;
—обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать
объективность определения победителей; регулятивные УУД:
—выполнять
упражнений по

комплексы

физкультминуток,

утренней

зарядки,

профилактике нарушения и коррекции осанки;
—выполнять учебные задания по обучению новым физическим
упражнениям и развитию физических качеств;
—проявлять уважительное отношение к участникам совместной
игровой и соревновательной деятельности
По окончании второго года обучения учащиеся научатся:
познавательные УУД:
—характеризовать

понятие

«физические

качества»,

называть

физические качества и определять их отличительные признаки;
—понимать связь между закаливающими процедурами и укреплением
здоровья, между самостраховкой и профилактикой травматизма;
—выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных
физических качеств, приводить примеры и демонстрировать их выполнение;
—обобщать

знания,

полученные

в

практической

деятельности,

составлять индивидуальные комплексы упражнений физкультминуток и
утренней зарядки, упражнений на профилактику нарушения осанки;
—вести

наблюдения

за

изменениями

показателей

физического

развития и физических качеств, проводить процедуры их измерения;
коммуникативные УУД:
—объяснять назначение упражнений утренней зарядки, приводить
соответствующие примеры её положительного влияния на организм
школьников (в пределах изученного);
—исполнять

роль

капитана

и

судьи

в

подвижных

играх,

аргументированно высказывать суждения о своих действиях и принятых
решениях;
—делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных
игр и спортивных соревнований, планированию режима дня, способам
измерения

показателей

подготовленности;

физического

развития

и

физической

регулятивные УУД:
—соблюдать правила поведения на уроках физической культуры с
учётом учебного содержания модуля «Самбо», находить в них различия;
—выполнять учебные задания по освоению новых физических
упражнений и развитию физических качеств в соответствии с указаниями и
замечаниями учителя;
—взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных
заданий, соблюдать культуру общения и уважительного обращения к другим
учащимся;
—контролировать соответствие двигательных действий правилам
подвижных игр, проявлять эмоциональную сдержанность при возникновении
ошибок
По окончании третьего года обучения учащиеся научатся:
познавательные УУД:
—понимать историческую связь развития физических упражнений с
трудовыми действиями, приводить примеры упражнений древних людей в
современных спортивных соревнованиях;
—объяснять понятие «дозировка нагрузки», правильно применять
способы её регулирования на занятиях физической культурой;
—понимать влияние дыхательной и зрительной гимнастики на
предупреждение развития утомления при выполнении физических и
умственных нагрузок;
—обобщать

знания,

полученные

в

практической

деятельности,

выполнять правила поведения на уроках физической культуры, проводить
закаливающие процедуры, занятия по предупреждению травматизма и
нарушения осанки;
—вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и
физических качеств в течение учебного года, определять их приросты по
учебным четвертям (триместрам);

коммуникативные УУД:
—организовывать совместные подвижные игры, принимать в них активное
участие с соблюдением правил и норм этического поведения, обеспечивать
самостраховку во время выполнения физических упражнений;
—правильно использовать строевые команды, названия упражнений и
способов деятельности во время совместного выполнения учебных заданий;
—активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе
выполнения

физических

упражнений

и

технических

действий

из

осваиваемых видов спорта;
—делать небольшие сообщения по результатам выполнения учебных
заданий, организации и проведения самостоятельных занятий физической
культурой;
регулятивные УУД:
—контролировать

выполнение

физических

упражнений,

корректировать их на основе сравнения с заданными образцами;
—взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой
деятельности, контролировать соответствие выполнения игровых действий
правилам подвижных игр;
—оценивать сложность возникающих игровых задач, предлагать их
совместное коллективное решение
По окончанию четвёртого года обучения учащиеся научатся:
познавательные УУД:
—сравнивать показатели индивидуального физического развития и
физической подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и
отличительные особенности;
—выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных
стандартов, приводить примеры физических упражнений по их устранению;
—объединять

физические

упражнения

по

их

целевому

предназначению: на профилактику нарушения осанки, развитие силы,
быстроты и выносливости;
коммуникативные УУД:
—взаимодействовать с учителем и учащимися, воспроизводить ранее
изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога;
—использовать специальные термины и понятия в общении с учителем
и учащимися, применять термины при обучении новым физическим
упражнениям, развитии физических качеств;
—оказывать посильную первую помощь во время занятий физической
культурой;
регулятивные УУД:
—выполнять

указания

учителя,

проявлять

активность

и

самостоятельность при выполнении учебных заданий;
—самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и
с учётом собственных интересов;
—оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять
стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных
требований комплекса ГТО.
Предметные результаты
Предметные результаты отражают достижения учащихся в овладении
основами содержания учебного предмета «Физическая культура»: системой
знаний,

способами

упражнениями

и

самостоятельной

техническими

деятельности,

действиями

вида

физическими

спорта

«Самбо».

Предметные результаты формируются на протяжении каждого года обучения

2 класс
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
—демонстрировать примеры основных физических качеств и
высказывать своё суждение об их связи с укреплением здоровья и физическим
развитием;
—измерять показатели длины и массы тела, физических качеств с
помощью специальных тестовых упражнений, вести наблюдения за их
изменениями;
—выполнять элементы самостраховки: перекаты и отбивы при падении
на спину перекатом, на бок в группировке из положения лежа (на спине, на
боку), сидя, в приседе;
— удержание сбоку со стороны головы, поперек, варианты ухода от

удержаний, учебные схватки на выполнение изученных удержаний;
— переворачивание партнера, стоящего в упоре на руках и коленях

захватом рук
сбок
у;

— активная и пассивная защита от переворачиваний;
— комбинирование переворачиваний с вариантами удержаний;
— выведение из равновесия партнера в приседе толчком, стоящего на

одном колене

рывком;
—организовывать и играть в подвижные игры на развитие основных
физических качеств, с использованием технических приёмов самбо;
—выполнять упражнения на развитие физических качеств;
—выполнятьэлементы самбо: демонстрировать

стойки, захваты,

подсечки, передвижения, взаимодействия в парах по
заданию.
3 класс
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
—соблюдать правила безопасности во время выполнения
самостраховки, борьбы
самбо;
—демонстрировать примеры упражнений общеразвивающей,
подготовительной и
соревновательной направленности, раскрывать их целевое предназначение
на занятиях физической культурой.
Выполнять:
1) элементы самостраховки на бок кувырком; при падении вперед на

руки;
2) элементы борьбы: удержание поперек;
3) переворачивание партнера, стоящего в упоре на руках и коленях

захватом рук сбоку, рычагом, скручиванием захватом руки и ноги
(снаружи, изнутри),
4) комбинирование переворачиваний с вариантами удержаний;
5) активные и пассивные защиты от

переворачиваний. Выполнять упражнения для
подготовки к броскам:
1) выведение из равновесия партнера, стоящего на коленях

рывком и скручиванием;
2) выведение из равновесия: подножки, подсечки;

3) выведение из равновесия партнера в приседе толчком;
4) выведение из равновесия партнера, стоящего на одном колене

рывком, скручиванием, толчком;
5) выполнение учебных схваток на выведение из равновесия, на

выполнение изученных удержаний;
— выполнять упражнения на развитие физических качеств,
демонстрировать приросты в их показателях.
Обучающийся должен уметь:
качественно выполнять упражнения, предусмотренные программой:
самостраховка:
1) при падении перекатом на спину, на бок, вперед на руки,

перекатом на бок кувырком;
2) при падении на спину через мост;

выполнять упражнения для подготовки к
броскам:
1) удержание верхом;
2) удержание сбоку, со стороны головы, поперек;
3) удержание со стороны головы без захвата рук;
4) варианты ухода от удержаний;
5) комбинирование переворачиваний с вариантами удержаний;

переворачивание:
1) захватом шеи и руки с упором голенью в живот
2) переворачивание захватом рук и ноги (снаружи, изнутри);
3) захватом шеи и руки с упором голенью в живот

выполнять упражнения для бросков - выведение из равновесия:
1) партнера, стоящего на коленях рывком и скручиванием;
2) партнера в приседе толчком;
3) партнера, стоящего на одном колене рывком, скручиванием, толчком;
4) броски захватом ног;
5) активные и пассивные защиты от переворачиваний;

6) учебные схватки на выполнение изученных выведений из

равновесия. Показывать и объяснять:
● взаимодействие с партнером;

применять полученные на занятиях знания и умения в
соревновательной деятельности;
презентовать изученные технические приёмы и действия для
пропаганды вида спорта самбо (показательные выступления);
Обучающийся должен владеть следующими устойчивыми навыками:
организованности и дисциплинированности;
самообладания и самоконтроля;
этического поведения спортсмена – самбиста;
ведения здорового и безопасного образа
жизни;
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
—объяснять назначение комплекса ГТО и выявлять его связь с
подготовкой к труду и защите Родины;
—осознавать положительное
занятий физической подготовкой на

влияние
укрепление

здоровья,

развитие

сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
—приводить примеры регулирования физической нагрузки по пульсу
при развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости

- приводить примеры оказания первой помощи при травмах во время
самостоятельных занятий физической культурой и спортом; характеризовать
причины их появления на занятиях самбо;
—проявлять

готовность

оказать

первую

помощь

в

случае

необходимости;
—демонстрировать технические приемы самостраховки: падение на
спину, на бок, вперед;
—выполнять

упражнения

на

развитие

физических

качеств,

демонстрировать приросты в их показателях;
—выполнять базовую технику самбо;
—выполнять тестовые нормативы по физической подготовке, в том
числе

входящие

в

программу

ГФСК

«ГТО

ДНР».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ И
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА (34 ЧАСА)

№

Тема

Тип

урока

урока

1. Вводное занятие. Правила обучение
техники
безопасности.
Профилактика травматизма
на занятиях по изучению
элементов вида спорта
Самбо.
Перекаты,
кувырки вперед и назад.
Соблюдение
формы обучение
одежды.
Правила
предупреждения
травматизма
во время
занятий
физическими
упражнениями:
2. организация мест занятий,
подбор одежды, обуви и
инвентаря. Перекаты в
группировке,
кувырок
вперед, назад.

Элементы содержания

Планируемые
результаты

Основная стойка. Построение в колонну по одному. Построение в
шеренгу. Правила техники безопасности. ОРУ. Перекаты в группировке Знать и соблюдать
на спине, правым, левым боком. Кувырки вперед и назад. Игра «Поймай технику
безопасности
на
лягушку». Развитие координационных способностей.
занятиях Самбо.
Соблюдение формы одежды. Правила ТБ. ОРУ. Основная стойка.
Построение в шеренгу. Освоение группировки. Перекаты в
группировке, кувырок вперед, назад. Самостраховка на спину, на бок из
седа, приседа. Игра «Совушка». Развитие координационных
способностей

Мотивированность к
занятиям физической
культурой, в частности
Самбо.
Знать историю и
развитие
борьбы
Самбо.
Знать и понимать
значение Самбо, как
элемента безопасной
17

жизнедеятельности
человека.

Повторение
изученных
приемов самостраховки.
Мост, кувырок вперед, комплексн ОРУ. Разновидности ходьбы. Основная стойка. Построение в круг.
назад, стойка на лопатках. ый
Перекаты в группировке: вперёд-назад, влево-вправо, по кругу. Мост,
Повторение
изученных
Кувырок вперед, назад, стойка на лопатках. Перекаты и отбивы при
3.
приемов самостраховки.
падении на спину перекатом, на бок в группировке из положения лежа
(на спине, на боку), сидя, в приседе. Игра «Космонавты». Развитие
координационных способностей
Мост, кувырок вперед, обучение
назад, стойка на лопатках.
Перекаты в группировке:
вперёд-назад,
влевовправо,
по
кругу.
Элементы самостраховки
4.
на бок кувырком; при
падении вперед на руки.
Удержание
сбоку
со
стороны головы, поперек,
варианты
ухода
от
удержаний.

ОРУ. Основная стойка. Упор грудью в набивной мяч - перемещение ног
по кругу. Мост, кувырок вперед, назад, стойка на лопатках. Перекаты в
группировке: вперёд-назад, влево-вправо, по кругу. Элементы
самостраховки на бок кувырком; при падении вперед на руки.
Удержание сбоку со стороны головы, поперек, варианты ухода от
удержаний. Игра «Фехтование». Развитие координационных
способностей

Мост, кувырок вперед, обучение
назад, стойка на лопатках.
Перекаты в группировке:
вперёд-назад,
влевовправо,
по
кругу.

ОРУ. Основная стойка. Упор грудью в набивной мяч - перемещение ног
по кругу. Построение в 2 шеренги. Построение в круг. Мост, кувырок
вперед, назад, стойка на лопатках. Перекаты в группировке: вперёдназад, влево-вправо, по кругу. Элементы самостраховки на бок
кувырком; при падении вперед на руки. Удержание сбоку со стороны

Знать и соблюдать
технику
безопасности
на
занятиях Самбо.
Знать
и
уметь
формулировать
Мотивированность к
занятиям физической
культурой, в частности
Самбо.
Знать историю и
развитие
борьбы
Самбо.
Знать и понимать
значение Самбо, как
элемента безопасной
жизнедеятельности
человека.
Мотивированность к
занятиям физической
культурой, в частности
Самбо.
Знать историю и
18

5. Элементы самостраховки
на бок кувырком; при
падении вперед на руки.
Удержание
сбоку
со
стороны головы, поперек,
варианты
ухода
от
удержаний.

6.

головы, поперек, варианты ухода от удержаний. Игра «Фехтование». развитие
Развитие координационных способностей.
Самбо.

борьбы

Знать и понимать
значение Самбо, как
элемента безопасной
жизнедеятельности
человека.

Перекаты в группировке:
вперёд-назад,
влевовправо,
по
кругу.
Элементы самостраховки
на бок кувырком; при
падении вперед на руки.
Удержание
сбоку
со
стороны головы, поперек,
варианты
ухода
от
удержаний.

группировке: вперёд-назад, влево-вправо, по кругу. Элементы
самостраховки на бок кувырком; при падении вперед на руки.
Удержание сбоку со стороны головы, поперек, варианты ухода от
удержаний. Игра «Выталкивание спиной». Развитие координационных
способностей

Мост, кувырок вперед, обучение
назад, стойка на лопатках.
Самостраховка.
Переворачивание
партнера, стоящего в упоре
на руках и коленях

ОРУ. Разновидности ходьбы. Строевые команды. Построения и
перестроения. Мост, кувырок вперед, назад, стойка на лопатках.
Элементы самостраховки на бок кувырком; при падении вперед на руки.
Переворачивание партнера, стоящего в упоре на руках и коленях
захватом рук сбоку, рычагом, скручиванием захватом руки и ноги
(снаружи, изнутри). Сгибание-разгибание рук в упоре лежа

Мотивированность к
занятиям физической
культурой, в частности
Самбо.
Знать историю и
развитие
борьбы
Самбо.
Знать и понимать
значение Самбо, как
элемента безопасной
жизнедеятельности
человека.
В
упрощенном
варианте
приемы
самостраховки
на
боку, на спину, руки
держать на 450.
Применять приемы
19

рук
сбоку,
(«отжимания»). Игра «Выталкивание спиной».
7. захватом
рычагом,
скручиванием
захватом руки и ноги
(снаружи,
изнутри).
Сгибание-разгибание рук в
упоре лежа («отжимания»).
Мост, кувырок вперед, комплексн ОРУ с обручами. Разновидности ходьбы. Повороты направо, налево.
Элементы самостраховки на бок кувырком; при падении вперед на руки.
8. назад, стойка на лопатках. ый
Самостраховка.
Переворачивание партнера, стоящего в упоре на руках и коленях
Переворачивание
захватом рук сбоку, рычагом, скручиванием захватом руки и ноги

9.

Мост, кувырок вперед, обучение
назад, стойка на лопатках.
Самостраховка.

ОРУ с обручами. Стойки. Передвижения. Повороты направо, налево.
Мост, кувырок вперед, назад, стойка на лопатках. Элементы
самостраховки на бок кувырком; при падении вперед на руки.
Переворачивание партнера, стоящего в упоре на руках и коленях
захватом рук сбоку, рычагом, скручиванием захватом руки и ноги
(снаружи, изнутри). Игра «Вытолкни из круга». Развитие
координационных способностей.

самостраховки
в
качестве
обеспечения
собственной
безопасности
в
повседневной жизни.
Уметь
выполнять
задания по образцу
учителя
(лучшего
ученика),
анализировать
собственные
действия,
корректировать
действия с учетом
допущенных
ошибок.
Мотивированность к
занятиям физической
культурой, в частности
Самбо.
Знать историю и
развитие
борьбы
Самбо.
Знать и понимать
значение Самбо, как
20

элемента безопасной
жизнедеятельности
человека.
10.

11.

Переворачивание
обучение
партнера, стоящего в упоре
на руках и коленях
захватом рук сбоку,
рычагом, скручиванием
захватом руки и ноги
(снаружи, изнутри).

ОРУ с обручами. Стойки. Передвижения. Повороты направо, налево.
Мост, кувырок вперед, назад, стойка на лопатках. Элементы
самостраховки на бок кувырком; при падении вперед на руки.
Переворачивание партнера, стоящего в упоре на руках и коленях
захватом рук сбоку, рычагом, скручиванием захватом руки и ноги
(снаружи, изнутри). Игра «Вытолкни из круга». Развитие
координационных способностей.

Элементы
акробатики. обучение
Самостраховка.

ОРУ. Стойки. Передвижения. Повороты направо, налево. Мост, кувырок
вперед, назад, стойка на лопатках. Приемы самостраховки на бок
кувырком; при падении вперед на руки. Комбинирование
переворачиваний с вариантами удержаний. Игра «Соберем грибы».
Развитие координационных способностей.

Уметь
выполнять
задания по образцу
учителя
(лучшего
ученика),
анализировать
собственные
действия,
корректировать
действия с учетом
допущенных
ошибок.
Мотивированность к
занятиям
Самбо
(посредством
имитационных игрзаданий).

ОРУ. Стойки. Передвижения. Повороты направо, налево. Мост, кувырок
вперед, назад, стойка на лопатках. Приемы самостраховки на бок
кувырком; при падении вперед на руки. Комбинирование
переворачиваний с вариантами удержаний. Игра «Соберем грибы».
Развитие координационных способностей.

Мотивированность к
занятиям
Самбо
(посредством
имитационных игрзаданий).

12. Комбинирование
переворачиваний
с
вариантами удержаний.

обучение

21

13.

Элементы
акробатики. обучение
Самостраховка.
Комбинирование
переворачиваний
с
вариантами
удержаний.
Активные и пассивные
защиты от

ОРУ с предметами. Стойки. Передвижения. Повороты направо, налево.
Мост, кувырок вперед, назад, стойка на лопатках. Приемы
самостраховки на бок кувырком; при падении вперед на руки.
Комбинирование переворачиваний с вариантами удержаний. Активные
и пассивные защиты от переворачиваний. Подвижная игра «Обезьянки».

переворачиваний.
14.

15.

Элементы
акробатики. комплексСамостраховка. Ходьба на ный
наружном крае стопы
(подошва под углом 90º к
полу).
Стойки.

ОРУ. Строевые приемы на месте и в движении. Разновидности ходьбы и
бега. Стойки. Передвижения. Повороты направо, налево. Мост, кувырок
вперед, назад, стойка на лопатках. Приемы самостраховки на бок
кувырком; при падении вперед на руки. Комбинирование
переворачиваний с вариантами удержаний. Активные и пассивные
защиты от переворачиваний. Учебные схватки на выполнение
изученных удержаний. Игра «Перетягивание через черту». Развитие
координационных способностей

Передвижения.
комплексКомбинирование
ный
переворачиваний
с
вариантами
удержаний.
Активные и пассивные
защиты
от
переворачиваний.
Учебные схватки на
выполнение изученных
удержаний.

ОРУ. Строевые приемы на месте и в движении. Разновидности ходьбы и
бега. Стойки. Передвижения. Повороты направо, налево. Мост, кувырок
вперед, назад, стойка на лопатках. Приемы самостраховки на бок
кувырком; при падении вперед на руки. Комбинирование
переворачиваний с вариантами удержаний. Активные и пассивные
защиты от переворачиваний. Учебные схватки на выполнение
изученных удержаний. Игра «Перетягивание через черту». Развитие
координационных способностей

Умение правильно
взаимодействовать с
партнерами.
Совершенствовать
приобретённые
знания и умения в
соревновательной
(игровой)
деятельности.
Умение правильно
взаимодействовать с
партнерами.
Совершенствовать
приобретённые
знания и умения в
соревновательной
(игровой)
деятельности.
Умение правильно
взаимодействовать с
партнерами.
Совершенствовать
приобретённые
знания и умения в
соревновательной
(игровой)
деятельности.
22

16.

17.

18.

Элементы
акробатики. комплексн ОРУ. Строевые приемы на месте и в движении. Разновидности ходьбы и
Повторение
приемов ый
бега. Стойки. Передвижения. Повороты направо, налево. Мост, кувырок
самостраховки. Ходьба на
вперед, назад, стойка на лопатках. Приемы самостраховки на бок
наружном крае стопы
кувырком; при падении вперед на руки. Комбинирование
(подошва под углом 90º к
переворачиваний с вариантами удержаний. Активные и пассивные

Элементы
акробатики. комплексн ОРУ. Строевые приемы на месте и в движении. Разновидности ходьбы и
Повторение
приемов ый
бега. Стойки. Передвижения. Повороты направо, налево. Мост, кувырок
самостраховки. Ходьба на
вперед, назад, стойка на лопатках. Приемы самостраховки на бок
наружном крае стопы
кувырком; при падении вперед на руки. Комбинирование
(подошва под углом 90º к
переворачиваний с вариантами удержаний. Активные и пассивные

Элементы
акробатики.
Повторение
приемов
самостраховки.
Специальные беговые и
прыжковые упражнения.
обучение
Выведение из равновесия
партнера, стоящего на
коленях
рывком
и
скручиванием. Подножки,
подсечки.

ОРУ в движении. Элементы акробатики. Повторение приемов
самостраховки. Специальные беговые и прыжковые упражнения.
Выведение из равновесия партнера, стоящего на коленях рывком и
скручиванием. Подножки, подсечки. Игра «Перетягивание каната».
Развитие силовых способностей

Умение правильно
взаимодействовать с
партнерами.
Совершенствовать
приобретённые
знания и умения в
соревновательной
(игровой)
деятельности.
Умение правильно
взаимодействовать с
партнерами.
Совершенствовать
приобретённые
знания и умения в
соревновательной
(игровой)
деятельности.
Мотивированность к
занятиям
Самбо
(посредством
имитационных игрзаданий).
Уметь сопоставлять
технические
движения
с
движениями,
23

встречающимися в
повседневной жизни.
Демонстрировать
пространственное
воображение, общую
эрудицию,
19.

20.

Элементы
акробатики. комплексПовторение
приемов ный
самостраховки.
Специальные беговые и
прыжковые упражнения.
Выведение из равновесия
партнера, стоящего на
коленях
рывком
и

ОРУ в движении. Элементы акробатики. Повторение приемов
самостраховки. Специальные беговые и прыжковые упражнения
Выведение из равновесия партнера, стоящего на коленях рывком и
скручиванием. Подножки, подсечки. Игра «Перетягивание каната».
Развитие силовых способностей

Элементы
акробатики. комлпексПовторение
приемов ный
самостраховки.
Специальные беговые и
прыжковые упражнения.
Выведение из равновесия
партнера, стоящего на
коленях
рывком
и
скручиванием. Подножки,
подсечки.

ОРУ в движении. Элементы акробатики. Повторение приемов
самостраховки. Специальные беговые и прыжковые упражнения.
Выведение из равновесия партнера, стоящего на коленях рывком и
скручиванием. Подножки, подсечки. Стоя лицом к партнеру толчком руки в плечо вывести партнера из равновесия, вынудив
выполнить шаг (то же рывком за запястье или туловище). Игра «Волк
во рву». Развитие силовых способностей

Уметь сопоставлять
технические
движения
с
движениями,
встречающимися в
повседневной жизни.
Демонстрировать
пространственное
воображение, общую
эрудицию,
взаимосвязь
с
окружающим миром.
Способность
оценивать
изменяющуюся
ситуацию, мыслить
логически
Умение правильно
взаимодействовать с
партнерами.
24

21

22.

Элементы акробатики.
обучение
Повторение
приемов
самостраховки.
Специальные беговые и
прыжковые упражнения.
Выведение из равновесия
партнера, стоящего на
коленях
рывком
и
скручиванием. Подножки,
подсечки.

Элементы акробатики.
обучение
Повторение
приемов
самостраховки.
Специальные беговые и
прыжковые упражнения.
Выведение из равновесия
партнера, стоящего на
коленях
рывком
и

Совершенствовать
приобретённые
знания и умения в
соревновательной
(игровой)
деятельности.
Строевые приемы на месте и в движении. Построения и перестроения. Мотивированность к
ОРУ в парах. Элементы акробатики. Повторение приемов занятиям физической
самостраховки. Специальные беговые и прыжковые упражнения. культурой, в частности
Самбо.
Выведение из равновесия партнера, стоящего на коленях рывком и
скручиванием. Подножки, подсечки. Подсечки по мячу (набивному, Знать историю и
борьбы
теннисному и др.) лежащему, падающему, катящемуся по полу в развитие
Самбо.
парах или в кругу, передавая друг другу мяч ударом.
Игра «Волк во рву». Развитие координационных способностей

Строевые приемы на месте и в движении. Построения и перестроения.
ОРУ в парах. Элементы акробатики. Повторение приемов
самостраховки. Специальные беговые и прыжковые упражнения.
Выведение из равновесия партнера, стоящего на коленях рывком и
скручиванием. Подножки, подсечки. Подсечки по мячу (набивному,
теннисному и др.) лежащему, падающему, катящемуся по полу в
парах или в кругу, передавая друг другу мяч ударом.

Знать и понимать
значение Самбо, как
элемента безопасной
жизнедеятельности
человека.
Демонстрировать
элементарные
навыки и элементы
техники
борьбы лёжа.
Демонстрировать
элементы
техники
25

23.

скручиванием. Подножки,
подсечки.
Элементы
акробатики. комплексПовторение
приемов ный
самостраховки.

способов защиты

Игра «Волк во рву». Развитие координационных способностей
ОРУ в движении. Элементы акробатики. Повторение приемов
самостраховки. Специальные беговые и прыжковые упражнения.
Выведение из равновесия партнера, стоящего на коленях рывком и
скручиванием. Подножки, подсечки. «Очистка ковра». Сметание
мелких предметов движением типа подсечки (боковой, изнутри).
Игра «Третий
способностей

лишний

с

сопротивлением».

Развитие

Демонстрировать
приобретённые
знания и умения в
учебных схватках.

силовых Выполнять
комбинированные
упражнения.
Способность
оценивать
изменяющуюся
ситуацию, мыслить
логически.
Мотивированность к
занятиям
физической
культурой, в
частности Самбо.

24.

Специальные беговые и комплекспрыжковые упражнения. ный
Выведение из равновесия
партнера, стоящего на
коленях
рывком
и
скручиванием. Подножки,
подсечки.

ОРУ в движении. Элементы акробатики. Повторение приемов
самостраховки. Специальные беговые и прыжковые упражнения.
Выведение из равновесия партнера, стоящего на коленях рывком и
скручиванием. Подножки, подсечки. «Очистка ковра». Сметание
мелких предметов движением типа подсечки (боковой, изнутри).
Игра

«Третий

лишний

с

сопротивлением».

Развитие

Демонстрировать
приобретённые
знания и умения в
учебных схватках.

силовых Выполнять
26

способностей

Строевые приемы на месте и в движении. Построения и перестроения.
ОРУ в парах. Элементы акробатики. Повторение приемов
самостраховки. Специальные беговые и прыжковые упражнения.
Переворачивание партнера, стоящего в упоре на руках и коленях
захватом рук сбоку. Активная и пассивная защита от переворачиваний.
Комбинирование переворачиваний с вариантами удержаний. Подсечка
обучение
Строевые приемы на месте и в движении. Построения и перестроения.
26. Специальные беговые и
прыжковые упражнения.
ОРУ в парах. Элементы акробатики. Повторение приемов
выведение из равновесия
самостраховки. Специальные беговые и прыжковые упражнения.
Переворачивание партнера, стоящего в упоре на руках и коленях
захватом рук сбоку. Активная и пассивная защита от переворачиваний.
Комбинирование переворачиваний с вариантами удержаний. Подсечка
акробатики. комплексн Строевые приемы на месте и в движении. Построения и перестроения.
27. Элементы
Повторение
приемов ый
ОРУ в парах. Элементы акробатики. Повторение приемов
самостраховки.
самостраховки. Специальные беговые и прыжковые упражнения.
Специальные беговые и
Выведение из равновесия партнера в приседе толчком, выведение из
прыжковые упражнения.
равновесия партнера, стоящего на одном колене рывком, скручиванием,
25.

Элементы
акробатики. обучение
Повторение
приемов
самостраховки.

комбинированные
упражнения.
Способность
оценивать
изменяющуюся
ситуацию, мыслить
логически.
Мотивированность к
занятиям физической
культурой, в частности
Самбо.
Выполнять активные
и пассивные способы
защиты.
Выполнять
самооценку
Выполнять активные
и пассивные способы
защиты.
Выполнять
самооценку
Знать терминологию
и демонстрировать
различные
виды
удержаний и уходы
от них.
27

толчком. Игра «Волк во рву». Развитие координационных способностей

комплексн Строевые приемы на месте и в движении. Построения и перестроения.
28. Выведение из равновесия
партнера в приседе толчком, ый
ОРУ в парах. Элементы акробатики. Повторение приемов
выведение из
самостраховки. Специальные беговые и прыжковые упражнения.
равновесия партнера,
Выведение из равновесия партнера в приседе толчком, выведение из
стоящего на одном колене
равновесия партнера, стоящего на одном колене рывком, скручиванием,
рывком, скручиванием,
толчком. Игра «Волк во рву». Развитие координационных способностей
толчком.

29.

Элементы
акробатики. комплексн ОРУ. Элементы акробатики. Повторение приемов самостраховки.
Повторение
приемов ый
Специальные беговые и прыжковые упражнения Выведение из
самостраховки.
равновесия партнера в приседе толчком, выведение из равновесия
Специальные беговые и
партнера, стоящего на одном колене рывком, скручиванием, толчком.
прыжковые упражнения.
Удар подошвой по стене дальней от нее ногой (стать боком вплотную к
стене). Подсечки по мячу (набивному, теннисному и др.) лежащему,
падающему, катящемуся по полу в парах или в кругу, передавая друг
другу мяч ударом. «Очистка ковра». Сметание мелких предметов
движением типа подсечки (боковой, изнутри). Подсечка по мячам, по
иным предметам. Игра «Круговая лапта». Развитие координационных
способностей

Способность
оценивать
изменяющуюся
ситуацию, мыслить
логически.
Мотивированность к
занятиям физической
культурой,
в
частности Самбо.
Умение правильно
взаимодействовать с
партнерами.
Уметь результативно
мыслить
при
выполнении
упражнений,
сопоставлять
действия.
Выполнять активные
и пассивные способы
защиты.
Способность
оценивать
изменяющуюся
28

ситуацию, мыслить
логически.
Мотивированность к
занятиям физической
культурой,
в
частности Самбо.
Умение правильно
взаимодействовать с
партнерами.
Совершенствовать
приобретённые
знания и умения в
соревновательной
(игровой)
деятельности.
комплексн ОРУ. Элементы акробатики. Повторение приемов самостраховки.
30. Выведение из равновесия
партнера в приседе толчком, ый
Специальные беговые и прыжковые упражнения Выведение из
выведение из равновесия
равновесия партнера в приседе толчком, выведение из равновесия
партнера, стоящего на
партнера, стоящего на одном колене рывком, скручиванием, толчком.
одном колене рывком,
Удар подошвой по стене дальней от нее ногой (стать боком вплотную к
скручиванием, толчком.
стене). Подсечки по мячу (набивному, теннисному и др.) лежащему,
падающему, катящемуся по полу в парах или в кругу, передавая друг
другу мяч ударом. «Очистка ковра». Сметание мелких предметов
движением типа подсечки (боковой, изнутри). Подсечка по мячам, по
иным предметам. Игра «Круговая лапта». Развитие координационных
способностей

Мотивированность к
занятиям физической
культурой,
в
частности Самбо.
Умение правильно
взаимодействовать с
партнерами.
Совершенствовать
приобретённые знания
и умения в
29

соревновательной
(игровой)
деятельности.
31.

Элементы акробатики.
Повторение приемов
самостраховки. Захваты.
Специальные беговые и
прыжковые упражнения.

32. Выполнение учебных
схваток на выведение из
равновесия, на
выполнение изученных
удержаний, переворачиваний. Броски захватом ног.

33.

совершен
ствование

совершен
ствование

ОРУ. Элементы акробатики. Повторение приемов самостраховки.
Специальные беговые и прыжковые упражнения. Стоя лицом к
партнеру и с упором ладонями в ладони попеременно сгибать и
разгибать руки с поворотом туловища. С захватом друг друга за кисть
или запястье - попеременно тянуть
за руку, одной рукой преодолевая, другой. Выведение из

Мотивированность к
занятиям физической
культурой,
в
частности Самбо.

ОРУ. Элементы акробатики. Повторение приемов самостраховки.
Специальные беговые и прыжковые упражнения. Стоя лицом к
партнеру и с упором ладонями в ладони попеременно сгибать и
разгибать руки с поворотом туловища. С захватом друг друга за кисть
или запястье - попеременно тянуть
за руку, одной рукой преодолевая, другой. Выведение из

Мотивированность к
занятиям физической
культурой,
в
частности Самбо.

Элементы
акробатики. совершенс ОРУ. Ходьба под счет. Элементы акробатики. Повторение приемов
Повторение
приемов твование
самостраховки. Стоя лицом к партнеру и с упором ладонями в ладони
самостраховки.
попеременно сгибать и разгибать руки с поворотом туловища. С
Специальные беговые и
захватом друг друга за кисть или запястье попеременно тянуть за руку,
прыжковые упражнения.
одной рукой преодолевая, другой. Сметание мелких предметов
Подсечки.
движением типа подсечки (боковой, изнутри). Подсечка по мячам, по
иным предметам. Выполнение учебных схваток на выведение из

Умение правильно
взаимодействовать с
партнерами.

Умение правильно
взаимодействовать с
партнерами.
Мотивированность к
занятиям физической
культурой,
в
частности Самбо.
Умение правильно
взаимодействовать с
партнерами
30

34. Выполнение учебных
схваток на выведение из
равновесия, на выполнение
изученных удержаний.

равновесия, на выполнение изученных удержаний. Подвижная игра
«Скакалки-подсекалки». Соревнование между командами.
совершенс ОРУ. Ходьба под счет. Элементы акробатики. Повторение приемов
твование
самостраховки. Стоя лицом к партнеру и с упором ладонями в ладони
попеременно сгибать и разгибать руки с поворотом туловища. С
захватом друг друга за кисть или запястье попеременно тянуть за руку,
одной рукой преодолевая, другой. Сметание мелких предметов
движением типа подсечки (боковой, изнутри). Подсечка по мячам, по
иным предметам. Выполнение учебных схваток на выведение из
равновесия, на выполнение изученных удержаний. Подвижная игра
«Скакалки-подсекалки». Соревнование между командами.

Умение правильно
взаимодействовать с
партнерами.
Совершенствовать
приобретённые
знания и умения в
соревновательной
(игровой)
деятельности.

31

Перечень электронных ресурсов, рекомендованных к использованию во внеурочное время при изучении Модуля «Самбо»
Видео пособия для участников Всероссийского проекта
«Самбо в школу» (Начальная школа)
Успехи российских самбистов на международной арене.
Видеоурок для всех учителей «История самбо»
Всероссийский онлайн-урок "Путь к успеху" из цикла
"История самбо"
1 класс 1 упражнение - Удержание сбоку
1 класс 2 упражнение - Самостраховка на бок перекатом
Всероссийский урок "История самбо" 2019 год
Видео пособие по дисциплине Эстафета IV Познаю мир
самбо
Роль и значение физической культуры и единоборств для
подготовки солдат русской армии.
2 класс 1 упражнение - Удержание со стороны головы
2 класс 2 упражнение - Самостраховка на спину перекатом
2 класс 3 упражнение - Выведение из равновесия толчком
3 класс 1 упражнение - Удержание поперёк
3 класс 2 упражнение - Самостраховка на бок кувырком
3 класс 3 упражнение - Выведение из равновесия
скручиванием
4 класс 2 упражнение - Самостраховка при падении вперёд
на руки
4 класс 3 упражнение - Самостраховка через мост
4 класс 4 упражнение - Выведение из равновесия рывком

https://www.youtube.com/watch?v=uiQd45D2qEY
https://ppt-online.org/1100766
https://www.youtube.com/watch?v=E0FwGOlAS7M
https://www.youtube.com/watch?v=3W1paJhwFMY
https://www.youtube.com/watch?v=dXcv68u3ECQ
https://www.youtube.com/watch?v=O8lIGgl8vwo
https://www.youtube.com/watch?v=Xw05M3TFQcg
https://www.youtube.com/watch?v=qSHk6ehoSuM
https://www.youtube.com/watch?v=lbCFO1gg7nM
https://www.youtube.com/watch?v=ivvKxixB30o
https://www.youtube.com/watch?v=BsP-PO0uQoQ&t=23s
https://www.youtube.com/watch?v=jmqnbAMt9wg
https://www.youtube.com/watch?v=uaseyXgQ6Os
https://www.youtube.com/watch?v=8iaXH3k8dSs
https://www.youtube.com/watch?v=8iaXH3k8dSs
https://www.youtube.com/watch?v=g1z_gv9zsX0
https://www.youtube.com/watch?v=OuEN8iAF--E&t=34s
https://www.youtube.com/watch?v=mJkKtha331M

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».