РП_ВД_Мир дятельности_4_2025-2026

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики по Свердловской области
Управление образования Невьянского городского округа
МБОУ СОШ с.Аятское

РЕКОМЕНДОВАНА к реализации
на заседании ШМО учителей
начальных классов
(протокол № __ от ____ 2025г.
Руководитель ШМО
______/Н.А.Рубцова

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
директора Директор
школы
по
УВР МБОУ СОШ с.Аятское
______/И.А.Разградская
____________/Е.В.Севрюгина
Приказ№ ________
«_____» _____ 2025г.
от «_____» ______ 2025г.

.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Курс: Функциональная грамотность «Мир деятельности»
Общекультурное направление
Класс: 4
Составитель: учитель Катаева Марина Алексанровна
Учебный год: 2025-2026
Количество часов по программе: 34

Пояснительная записка
Программа соответствует обновлённому федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования (приказ №286
Министерства просвещения РФ от 31.05.2021).
Программа спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 373, приказом Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О
внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный Минобразования РФ от
6.10.2009 г. № 373», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает
возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Актуальность спецкурса:
 курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
 умения быстро адаптироваться к изменению условий;
 быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
 знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении
своей личности;
 готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного
общества, а также ориентирован на успешное прохождение международного
исследования PISSA.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило
ведется по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и
естественно – научная.
Цель программы:
создавать условия для развития функциональной грамотности.
Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»Целью –
 является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них,
 использования их содержания для достижения собственных целей,
 развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Задачи  умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность» Целью –
 является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут,
 высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности,
присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность» Целью –
 является развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности нравственного поведения в области экономических отношений
в семье,
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.
«Етественно-научная грамотность» Целью –
 является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы
для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
 способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.


3

Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать,
анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных
источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь
дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке,
необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск,
анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально
рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3-4классов процесс
формирования функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для
детей собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на
сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать
развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей,
увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства
коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Место спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность» в учебном плане
МБОУ СОШ с.Аятское
На изучение данного курса внеурочной деятельности в учебном плане МБОУ СОШ
с. Аятское отводится 34 ч. (из расчёта 1 ч. в неделю, всего 34 недели, 4 класс – 34 часа).
Модуль «Читательская грамотность» - 8,5 ч. в год.
Модуль «Математическая грамотность» - 8,5 ч. в год.
Модуль «Естественнонаучная грамотность» - 8,5 ч. в год.
Модуль «Финансовая грамотность» - 8,5 ч. в год.
Всего – 34 ч. в год
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
 осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
 овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
 осознавать личную ответственность за свои поступки;
 -уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
4

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
 овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
 контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
 уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий:
- самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
 слушать и понимать речь других;
 совместно договариваться о правилах работы в группе;
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;


5

способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
 понимание и правильное использование финансовых терминов;
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.


6

Тематическое планирование 4 класс (34 ч)
№ п/п

Раздел

1

Читательская грамотность

Итого
2.

Естественно-научная
грамотность

3.

Финансовая грамотность

4.

Итого
Математическая грамотность

Итого

Итого

Кол-во
часов
1
1
1
1
2
1
1

8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
2
1
1
2
1
1
8
1
2
1
1
2
1
8

Содержание

Формы внеурочной деятельности

Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и головные
уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство и предметы обихода
русской избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Творческие работы

1
1
Итого

Итого
№ п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

По выбору.
Составляем словарик по финансовой
грамотности.

2

34
Календарно-тематическое планирование (4 класс)

Тема занятия
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство и предметы обихода
русской избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Творческая работа.
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
В бассейне.

Всего часов
1
1
1
1
2

В том числе
Теория
0,5
0,5
0,5
0,5
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5

Практика
0,5
0,5
0,5
0,5
1

Дата проведения
Планир.
Факт.

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
8

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.
Составляем словарик по финансовой грамотности.
Итого: 34

2
1
1
2
1
1

1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
17

1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
17

Литература:
1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность Тренажёр для школьников. 4 класс. ООО «Планета», 2022.
2. Финансовая грамотность . Учимся разумному финансовому поведению . Юлия Корлюгова, Елена Гоппе.
3.С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 3-4 классов в 2 частях/ Учимся разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО,2020
4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4 классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,Москва,2019.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».