РП_ВД_Проектно-исследовательская деятельность_5_2025

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Аятское

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы
по УВР_________ / И.А. Разградская /
от 28.08. 2025

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ СОШ с. Аятское
_____ /Е.В.Севрюгина/
Приказ № 200-Д
от 29.08.2025

Рабочая программа
По предмету (курсу и т.д.)
Внеурочной деятельности « Проектно-исследовательская деятельность»
Класс ________________________5_____________________
Составил Чиглинцева Людмила Владимировна,
Учебный год_____________2025–2026_____________________
Количество часов по программе ______ 34_____________

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы
проектной деятельности: гуманитарное направление»

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности:
гуманитарное направление» для обучающихся 5-х классов Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Аятское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Аятское разработала программу в
соответствии требованиями:










Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 №
28;
ООП ООО, утвержденной приказом ГБОУ «Средняя школа № 1» от
31.08.2022 № 175 «Об утверждении основной образовательной программы
основного общего образования».

Программа ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы основного общего образования с учетом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Важность реализации программы обусловлена особенностью проектноисследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира,
является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального
развития человека. Жизнь современного общества устроена таким образом, что любые
более или менее серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных
проектов и исследований — в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы
школа по-настоящему стала «учительницей жизни», важно учить школьника основам
проектно-исследовательской деятельности.
Программа адресована школьникам, которые имеют стойкий интерес и
соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного цикла и к гуманитарной
сфере жизни общества в целом — культуре, межличностным отношениям, социальной

солидарности, заботе о людях и т. п. Для таких детей она окажется значимым
подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, позволит им
реализовать себя в привлекательной для них деятельности.
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и
осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в
приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием
или проектом. Этот опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и — в
перспективе — во взрослой самостоятельной жизни. Программа поможет школьнику
более глубоко изучить интересующую его область гуманитарных наук, а также
приобрести важные социальные навыки, необходимые для продуктивной
социализации и гармоничного вхождения в современный мир:










навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или
практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы,
которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и
реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную
работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому
результату;
навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в
удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время
людьми многих творческих профессий;
навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в
работах других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной
собственности;
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и
взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;
навык работы со специализированными компьютерными программами,
техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными
ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская
деятельность школьника.

Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать
и развитию его адекватной самооценки.

Особенности реализации программы и формы
проведения занятий

Программа может быть реализована в работе со школьниками 6-го, 7-го, 8-го или 9-го
класса, а также в разновозрастных группах младших (6—7-е классы) или старших (8—
9-е классы) подростков.
В силу возрастных особенностей школьников педагогу важно акцентировать внимание
не столько на качестве результата проекта или исследования, выполненного ребенком
(качественный результат проекта или исследования подростка — все-таки редкость, а
не правило), сколько на том, чтобы ребенок научился делать проекты и исследования,
то есть освоил основы проектно-исследовательской деятельности и приобрел,
возможно, первый опыт такого рода деятельности.
Программа курса рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие
формы занятий, как беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов,
упражнение на отработку организаторских навыков, коммуникативные и деловые
игры, самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога,
конкурс, итоговая научно-практическая конференция. Кроме того, формы занятий
предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников,
предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность.

Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рабочей программы
воспитания в ООП ООО ГБОУ «Средняя школа № 1». Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что
проявляется:









в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной
программе воспитания;
возможности комплектования разновозрастных групп для организации
проектно-исследовательской деятельности школьников (воспитательное
значение таких групп отмечается в примерной программе воспитания);
высокой степени самостоятельности школьников в проектноисследовательской деятельности, что является важным компонентом
воспитания ответственного гражданина;
ориентации школьников на социальную значимость реализуемой ими
деятельности, в частности их проектов и исследований;
интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их
большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми
деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых
общностей.

Особенности работы педагога по программе
На каждом этапе работы над проектом (исследованием) школьник вправе рассчитывать
на помощь педагога. А педагог должен быть готов такую помощь оказать. Делать это
нужно крайне деликатно: не подменяя своим трудом труд ребенка, не лишая его

самостоятельности, не гонясь за результатом ради результата. Результат проектноисследовательской деятельности — это забота школьника, а развитие личности
школьника — забота педагога, педагогический результат.

Примерная схема действий педагога:
1. Объяснение школьникам особенностей их работы на предстоящем этапе.
Предупреждение возможных сложностей. Обращение к примерам из уже
реализованных детских проектов или исследований.
2. Индивидуальные консультации для школьников, которые в них нуждаются.
3. Совместный анализ с ребенком той части работы, которая была выполнена им
на данном этапе. Подчеркивание успехов школьника и сильных сторон его
работы. Обращение внимания на слабые стороны. Предложение исправить,
скорректировать, усилить их. Лучше, если сначала попытку анализа ребенок
предпримет самостоятельно, затем при помощи других детей (если этот
анализ проводится не индивидуально, а в группе и при условии, что автор
будет не против), а затем уже с педагогом.
4. Повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка к работе
на следующем.
Таким образом, шаг за шагом школьник при поддержке учителя осуществляет
проектно-исследовательскую деятельность, где-то ошибаясь, где-то преуспевая и —
самое главное — обучаясь на своих ошибках и благодаря своим успехам.
Оценка результатов проектно-исследовательской деятельности школьников
осуществляется в процессе защиты ими подготовленных работ в рамках школьной
научно-практической конференции.

Содержание курса внеурочной
деятельности
Введение в проектно-исследовательскую деятельность (4 ч)
Открытия и изобретения в нашей жизни. Любопытство и желание помочь людям как
двигатели прогресса. Детские мечты школьников и педагога об открытиях и
изобретениях, первые попытки их реализации — наивные и реалистичные, смешные и
серьезные, удачные и неудачные. Мир взрослых как мир, построенный на проектах и
исследованиях. Курс внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская
деятельность» как возможность воплотить детские мечты и подготовиться к успешной
взрослой жизни.
Суть проектно-исследовательской деятельности — решение актуальной
исследовательской или практической проблемы, с которой сталкиваются люди;

возможность получить (хотя бы отчасти) новое знание или создать (хотя бы отчасти)
новый продукт, который поможет решить эту проблему.
Два вида проектно-исследовательской деятельности: деятельность, направленная на
получение нового знания (исследование), и деятельность, направленная на создание
нового практического продукта (проект).
Признаки проектно-исследовательской деятельности школьников:







направленность на решение сложной практической или исследовательской
проблемы, требующей совершения поэтапных действий;
предложение нового или отчасти нового решения этой проблемы;
получение результата в виде нового или отчасти нового
(усовершенствованного) продукта/нового или отчасти нового (дополненного)
знания, помогающего решить эту проблему;
сложность или невозможность предопределения результата;
самостоятельность выполнения с возможностью обратиться за
консультациями к взрослым.

Индивидуальные и групповые проекты и исследования. Особенности занятий в рамках
курса «Проектно-исследовательская деятельность»: творчество и ориентация на
получение конкретного результата работы, максимум посильной самостоятельности,
сочетание индивидуальной работы и коллективного обсуждения ее этапов,
мотивирующая и консультативная роль педагога.
Индивидуальные взгляды, интересы, увлечения школьника как основа выбора
направления проектно-исследовательской деятельности, повышающая вероятность ее
успеха. Примеры исследовательских проблем в гуманитарной сфере (в том числе те,
которые ранее решались другими школьниками) и соответствующие им возможные
направления исследовательской деятельности.
Коммуникативная игра «Никто не знает, что я…», направленная на рефлексию и
презентацию школьником своих взглядов, интересов и увлечений.
Деловая игра-карусель «Проблемы, которые я хотел бы решить», направленная на
определение школьником предварительного спектра исследовательских проблем,
которые кажутся ему важными и посильными для решения в рамках
исследовательской деятельности.
Совместное обсуждение в группе предложенных школьниками проблем, поддержка
педагогом по возможности каждого ребенка, акцентирование внимания на
перспективных направлениях исследовательской деятельности, связанных с
предложенными школьниками проблемами, замечания относительно труднорешаемых
или малоактуальных проблем.
Примеры практических проблем в гуманитарной сфере (в том числе те, которые ранее
решались другими школьниками) и соответствующие им возможные направления
проектной деятельности.

Виды проектов, которые подразумевают создание конкретного продукта,
необходимого людям. Проект как дело или мероприятие для других: творческие,
социальные, экологические, краеведческие, трудовые, спортивные проекты.
Проект как преобразование виртуальной или реальной среды: создание сайта,
оформление классной комнаты или пришкольной территории, создание наглядных
пособий и т. п.
Проект как инициирование новых видов деятельности: создание школьной
медиастудии, организация танцевальных перемен в школе, создание игротеки для
малышей и т. п.
Консультации для школьников по вопросу определения проблемы, которую они
хотели бы попытаться решить, и выбора соответствующего ей направления проектной
или исследовательской деятельности.
Общий замысел проектно-исследовательской работы (6 ч)
Этапы работы над проектом или исследованием: выбор темы, обоснование
актуальности выбранной темы, формулировка цели и задач, разработка гипотезы (для
исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого
продукта (для проектных работ), решение поставленных задач, формулирование
выводов о полученных результатах, итоговое оформление текста с описанием
проведенного исследования или реализованного проекта, защита работы.
Выбор темы проектной или исследовательской работы. Требования к выбираемой теме
будущего исследования или проекта: личная заинтересованность в теме, отражение в
теме проблемы, которую школьник хочет решить, простота, четкость, однозначность,
непротиворечивость формулировки темы.
Тривиальность, многословие, наукообразие, избыток иноязычных аналогов слов
русского языка как наиболее распространенные ошибки в формулировании темы
исследовательских или проектных работ. Примеры удачных и неудачных тем
исследовательских и проектных работ в гуманитарной сфере, в том числе тех, над
которыми ранее работали другие школьники.
Практикум: групповая работа «Коротко обо всем» — формулировка школьниками тем
на основе предложенных педагогом исследовательских (1-я группа) или практических
(2-я группа) проблем.
Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу
выбора темы проекта или исследования, а также первоначального замысла его
реализации.
Аргументация актуальности работы как важный социальный навык, дающий
возможность взрослому человеку реализовать интересы, отстаивать свои взгляды,
добиваться целей, находить единомышленников и продвигать результаты собственного
труда. Примеры из бизнеса, политики, культуры, науки, демонстрирующие успех
аргументации в том или ином начинании.

Обоснование актуальности исследовательской или проектной работы: в чем суть
решаемой в ходе работы проблемы, почему ее нужно решать, в чем будет новизна
предлагаемого решения, кому поможет это решение, чем новое решение может быть
полезно. Научная актуальность как важность и полезность пополнения недостающих
знаний об изучаемом объекте или явлении или новом взгляде на изучаемый объект или
явление.
Как описать актуальность исследовательской работы. Социальная актуальность как
важность и полезность решения той или иной практической задачи для конкретных
людей (целевой аудитории проекта).
Как определить целевую аудиторию проекта, возраст и масштаб аудитории,
ориентация проекта на потребности аудитории. Примеры удачных и неудачных
обоснований актуальности тем исследовательских и проектных работ в гуманитарной
сфере, в том числе тех, над которыми ранее работали другие школьники.
Обучающая игра «Кому это надо?» — работа в микрогруппах: определение адресата и
обоснование актуальности тем, предложенных группами друг другу.
Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу
обоснования актуальности выбранной темы исследования или проекта, а также
замысла его реализации.
Цель как идеальный, мысленно представленный результат исследовательской или
проектной работы. Требования к цели: краткость, конкретность, достижимость,
проверяемость ее достижения. Примеры удачных и неудачных формулировок целей
исследований и проектов.
Задачи исследовательской и проектной работы. Отличие задач от цели, соотношение
цели и задач. Задачи как отражение этапов предстоящей работы, как преодолеваемые
препятствия на пути к достижению цели. Поступательность и поэтапность
формулируемых задач. Примеры удачных и неудачных формулировок задач
исследований и проектов.
Гипотеза в исследовательской работе и модель описания создаваемого продукта в
проектной работе. Гипотеза как описанное в общих чертах предположение о будущих
результатах исследовательской работы, как предполагаемая новая информация,
которую школьник планирует получить в ходе исследования. Описание
предполагаемых свойств создаваемого в ходе проектной работы продукта. Примеры
удачных и неудачных гипотез и моделей.
Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу
целей, задач и гипотез/описания предполагаемых свойств создаваемого продукта,
сформулированных ими для своих исследовательских/проектных работ.
Консультации для школьников (по запросу) по вопросу первых шагов реализации
проекта или исследования
Реализация замысла проектно-исследовательской работы (14 ч)

Исследовательская и проектная работа как поэтапное решение поставленных задач и
описание сделанного. Приоритет самостоятельной работы школьника.
Общий план работы:








поэтапная самостоятельная работа школьника над решением поставленных
задач;
совместный анализ во время индивидуальных консультаций с педагогом той
части работы школьника, которая была выполнена им на каждом этапе;
разбор успехов и неудач школьника;
предложения педагога по исправлению или корректировке работы;
помощь педагога (по запросу школьника) в преодолении имеющихся у
школьника затруднений;
повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка к работе
на следующем этапе;
параллельное ознакомление школьников с необходимыми нюансами
реализации проекта или исследования.

Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по
возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных
или исследовательских работ.
Проблемы и потребности людей как исходный посыл для создания проекта.
Инструменты изучения проблемных зон. Опросы как инструменты конкретизации
проблемы. Составление опросников. Открытые и закрытые опросы. Выбор аудитории
для опроса. Гугл-формы и их создание.
Способы обработки полученных данных. Обратная связь от целевой аудитории в ходе
реализации проекта и после его окончания. Механизмы получения обратной связи.
Непосредственные и опосредованные методы получения обратной связи.
Коррекция краткосрочных проектов в зависимости от обратной связи. Коррекция
долгосрочных проектов в зависимости от обратной связи: создание регулирующих
механизмов и инструментов. Негативная обратная связь от аудитории: как правильно
ее воспринимать и как с ней работать.
Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по
возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных
работ.
Обзор литературы и анализ литературы: отличие одного от другого. Анализ
разработанности проблемы в научной литературе как важная часть настоящего
исследования.
Этика исследователя. Плагиат и цитирование высказываний других авторов. Правила
оформления ссылок на использованную литературу.
Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по
возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их
исследовательских работ.

Способы реализации проекта. План работы как исходная точка реализации проекта.
Признаки хорошего плана работы. Формулировка конкретных этапов работы.
Требования к результатам каждого этапа работы. Дедлайны и их значение.
Визуализация плана и реализация задач. Что делать, если «не получается».
Организация собственной работы над индивидуальным проектом.
Организация работы проектной группы над групповым проектом: распределение
поручений в группе в зависимости от особенностей исполнителей, исполнительские и
организаторские поручения, сопровождение выполнения исполнительского поручения,
привлечение специалистов не из состава проектной группы. Как стать хорошим
организатором?
Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по
возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных
работ.
Методы проведения исследования. Анализ исторических источников (для
исторических работ), критика источника, тенденциозность источника. Контент-анализ.
Анкетный опрос, правила составления опросников и этика проведения опроса, офлайни онлайн-опросы. Метод фокус-группы и правила беседы с ее участниками.
Эксперимент. Особенности проведения эксперимента в гуманитарной сфере, этика
экспериментатора. Оформление результатов.
Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по
возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их
исследовательских работ.
Авторский путь реализации задуманного проекта.
1-й этап: проверка готовности к реализации задуманного. Демонстрация замысла
проекта нескольким представителям целевой группы. Доработка проекта по итогам
данного тестирования. Определение запасных вариантов в случае изменения
обстоятельств реализации проекта. Намеренная мысленная проверка на прочность «А
что если…».
2-й этап: предстартовая подготовка. Работа с проектной группой (если в реализации
проекта задействовано несколько человек) по всему содержанию проекта, определение
возможных страховок и замен. Подготовка необходимого оборудования. Настрой
проектной группы. Определение способов связи членов проектной группы в случае
реализации проекта как дела или мероприятия.
3-й этап: старт проекта. Педагогическое сопровождение проекта. Обратная связь от
целевой аудитории.
Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по
возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных
работ. Сопровождение реализации проекта школьника. Авторское видение изучаемого
объекта или явления: его возможного устройства, характерных признаков,
особенностей функционирования, причин появления, этапов развития, последствий,

классификации, связей с другими объектами или явлениями, внутренних
закономерностей и т. п.
Гуманитарное исследование как авторское видение изучаемого объекта или явления,
представленное в его описательной модели. Модель как рассмотренный с
определенной точки зрения упрощенный образ объекта — его интерпретация, где
выделены существенные элементы объекта и определены ключевые связи между ними.
Особенность гуманитарного исследования — трудность или невозможность
объективного описания реальности, тенденциозность и субъективность
исследовательского взгляда, гипотетичность предлагаемой исследователем
описательной модели изучаемого им объекта или явления. Возможность
сосуществования различных описательных моделей одного и того же объекта или
явления, то есть множества его интерпретаций.
Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по
возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их
исследовательских работ.
Оформление итогов проектно-исследовательской работы (10 ч)
Анализ сделанного (групповое обсуждение): что удалось, что не удалось, почему не
удалось, что можно было улучшить или сделать иначе, определение возможного
последействия проекта или перспектив исследования, предложения по возможному
развитию, улучшению, совершенствованию проекта или исследования.
Описание проделанной проектной или исследовательской работы как способ
самоанализа и возможность передать другим людям свои опыт и знание.
Структура и правила оформления текста описания проектной или исследовательской
работы: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза (для исследовательских работ) или
описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ),
описание (возможно, разбитое на параграфы) процесса решения поставленных задач,
заключение с формулированием выводов о полученных результатах, список
использованной литературы (для исследовательских работ).
Консультации для школьников (в режиме личных и/или онлайн-встреч) по вопросу
оформления текста выполненных проектных или исследовательских работ.
Защита проектной или исследовательской работы как возможность приобрести
полезный навык публичного выступления, отстаивания и продвижения собственных
идей.
Мультимедийное сопровождение защиты, правила создания мультимедийной
презентации в доступных компьютерных программах.
Правила и секреты публичного выступления: грамотная речь, темп речи и дикция,
мимика и жесты, краткость и яркие примеры, уместный юмор, внешний вид и умение
держать себя перед аудиторией.

Особенности предстоящей научно-практической конференции школьников и
проводимого в ее рамках конкурса проектно-исследовательских работ. Критерии
оценки проектно-исследовательской работы школьника.
Консультации для школьников (в режиме личных и/или онлайн-встреч) по вопросу
публичной защиты своих проектных или исследовательских работ.
Научно-практическая конференция школьников. Торжественное открытие
конференции. Объявление регламента работы конференции и выступлений
школьников. Объявление регламента конкурса проектно-исследовательских работ
школьников, проводимого в рамках конференции. Выступления авторов проектов и
исследований. Вопросы авторам и выступления с комментариями со стороны других
школьников, педагогов, приглашенных специалистов. Работа жюри конкурса.
Подведение итогов конференции. Благодарности.

Планируемые результаты освоения
курса
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого
проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
активное участие в школьном самоуправлении;
 готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной
деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами
пользуется школьник во время проведения исследования или с которыми он
вступает во взаимодействие во время реализации проекта;
 активное участие посредством реализации социально ориентированных
исследований или проектов в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны.


В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России, к истории и современному состоянию российских
гуманитарных наук;
 ценностное отношение к историческому и природному наследию,
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к
науке и достижениям российских ученых-гуманитариев — историков,
психологов, социологов, педагогов.


В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований,
осознание важности морально-этических принципов в деятельности
исследователя;
 готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать
собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
 свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.


В сфере эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в
ходе проектно-исследовательской деятельности, к традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
 осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения.


В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных
исследований и важнейшего ориентира для проектных работ;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с
реализуемым школьником социальным проектом или публичной защитой
собственного исследования, осмысляя собственный опыт проектноисследовательской деятельности и выстраивая дальнейшие цели
относительно профессионального будущего.


В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность в рамках реализуемых индивидуальных или групповых
проектов;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения знания, полученного в ходе исследования.


В сфере экологического воспитания:


ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды.

В сфере понимания ценности научного познания:

ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
 овладение языковой и читательской культурой как средством научного и
практического познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.


В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
компетентности через практическую проектную и исследовательскую
деятельность (в том числе умение учиться у других людей, получать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других);
 навык выявления и связывания образов, способность формировать новые
знания, формулировать собственные исследовательские или проектные идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое
развитие; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий.


Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями:










выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной учебно-исследовательской или учебно-проектной
задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; использовать
вопросы как исследовательский инструмент;


















формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации; эффективно систематизировать
информацию.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями:










понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
проектной или исследовательской работы при решении конкретной
практической или научной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
планировать организацию совместной работы, определять собственную роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть групповой проектной или исследовательской работы,
достигать качественного результата по своему направлению и
координировать собственные действия с другими членами команды;
оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями:

владеть приемами самоорганизации при осуществлении исследовательской и
проектной работы (выявление проблемы, требующей решения);
 составлять план действий и определять способы решения;
 владеть приемами самоконтроля — осуществлять самоконтроль, рефлексию и
самооценку полученных результатов исследовательской или проектной
работы;
 вносить коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших
трудностей.


Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
(основное общее образование) представлены с учетом специфики содержания
гуманитарных предметных областей, затрагиваемых в ходе проектноисследовательской деятельности школьников.
Русский язык:
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной литературой, в том числе информационно-справочными
системами в электронной форме;
 выбор языковых средств для создания устного или письменного высказывания
в соответствии с коммуникативным замыслом;
 обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и
чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения;
 осознанное расширение речевой практики; овладение основными нормами
современного русского литературного языка.


Литература:
умение участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с
приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
 умение использовать словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме, подбирать проверенные
источники в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной
задачи;
 применение ИКТ, соблюдение правил информационной безопасности.


Иностранный язык:
участие в исследовательской, проектной деятельности предметного и
межпредметного характера с использованием иноязычных материалов;
 использование иноязычных словарей и справочников, в том числе
информационно-справочных систем в электронной форме.


История:










овладение историческими понятиями и их использование для решения
исследовательских и проектных задач;
умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов;
умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники
разных типов;
умение находить и критически анализировать для решения исследовательской
задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории
родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с
историческим периодом;
умение соотносить извлеченную информацию с информацией из других
источников при изучении исторических событий, явлений, процессов;
умение привлекать контекстную информацию при работе с историческими
источниками.

Обществознание:















освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, о характерных чертах
общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, включая правовые нормы;
умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления,
процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни,
характеризовать их существенные признаки, элементы и основные функции;
умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных
сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов,
явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и
основных функций, включая взаимодействие общества и природы, человека и
общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи
политических потрясений и социально-экономических кризисов в
государстве;
умение использовать полученные знания для объяснения сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов
разных типов, жанров, назначения в целях решения различных
исследовательских или проектных задач;
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по теме проекта или
исследования из различных адаптированных источников и публикаций
средств массовой информации с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в сети Интернет;
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников и публикаций СМИ,

соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
 умение, используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;
 приобретение опыта использования полученных знаний в практической
проектной деятельности.

Тематическое планирование
Тема

Количест
Основное содержание
во часов

Деятельность
ученика

ЭОР и ЦОР

Введение в проектно-исследовательскую деятельность (4 ч)
На пороге
интересных
открытий

1

Открытия и
изобретения в нашей
жизни. Любопытство и
желание помочь людям
как двигатели
прогресса. Детские
мечты школьников и
педагога об открытиях
и изобретениях, первые
попытки их реализации
— наивные и
реалистичные,
смешные и серьезные,
удачные и неудачные.
Мир взрослых как мир,
построенный на
проектах и
исследованиях.
Курс внеурочной
деятельности
«Проектноисследовательская
деятельность» как
возможность воплотить
детские мечты и
подготовиться к
успешной взрослой
жизни.
Суть проектноисследовательской
деятельности —
решение актуальной

Знакомство с
основами
проектноисследовательско
й деятельности.
Обсуждение ее
роли в жизни
человека и
общества.
Участие в общей
беседе о мечтах,
планах на
будущее и
детском опыте
открытий и
изобретений

Российская
электронная
школа:
https://resh.ed
u.ru

исследовательской или
практической
проблемы, с которой
сталкиваются люди;
возможность получить
(хотя бы отчасти) новое
знание или создать
(хотя бы отчасти)
новый продукт,
который поможет
решить эту проблему.
Два вида проектноисследовательской
деятельности:
деятельность,
направленная на
получение нового
знания (исследование),
и деятельность,
направленная на
создание нового
практического
продукта (проект).
Признаки проектноисследовательской
деятельности
школьников:
направленность на
решение сложной
практической или
исследовательской
проблемы, требующей
совершения поэтапных
действий; предложение
нового или отчасти
нового решения этой
проблемы; получение
результата в виде
нового или отчасти
нового
(усовершенствованного
) продукта/нового или
отчасти нового
(дополненного) знания,
помогающего решить
эту проблему;
сложность или

невозможность
предопределения
результата;
самостоятельность
выполнения с
возможностью
обратиться за
консультациями к
взрослым.
Индивидуальные и
групповые проекты и
исследования.
Особенности занятий в
рамках курса
«Проектноисследовательская
деятельность»:
творчество и
ориентация на
получение конкретного
результата работы,
максимум посильной
самостоятельности,
сочетание
индивидуальной
работы и
коллективного
обсуждения ее этапов,
мотивирующая и
консультативная роль
педагога
Где найти свой 1
интерес и
принести
пользу людям:
возможные
направления
исследовательс
кой
деятельности

Индивидуальные
взгляды, интересы,
увлечения школьника
как основа выбора
направления проектноисследовательской
деятельности,
повышающая
вероятность успеха.
Примеры
исследовательских
проблем в
гуманитарной сфере (в
том числе те, которые
ранее решались
другими школьниками)

Знакомство с
<...>
примерами
исследовательски
х проблем,
которые могут
быть решены или
решались
другими
школьниками в
рамках
исследовательско
й деятельности.
Участие в
коммуникативно
й игре «Никто не
знает, что я…»:

и соответствующие им
возможные
направления
исследовательской
деятельности.
Коммуникативная игра
«Никто не знает, что
я…», направленная на
рефлексию и
презентацию
школьником своих
взглядов, интересов и
увлечений.
Деловая игра-карусель
«Проблемы, которые я
хотел бы решить»,
направленная на
определение
школьником
предварительного
спектра
исследовательских
проблем, которые
кажутся ему важными и
посильными для
решения в рамках
исследовательской
деятельности.

работа в кругу —
завершение
тезиса из
названия игры с
перечислением
одного—
трех самых
значимых и
малоизвестных
другим
школьникам
собственных
увлечений или
интересов.
Участие в
деловой игре
«Проблемы,
которые я хотел
бы решить»:
работа в парах —
высказывание
собственной
позиции по
актуальным
проблемам,
которые могут
быть решены в
рамках
исследовательско
й деятельности,
получение
обратной связи в
виде советов или
предложений от
партнера,
выслушивание
позиции партнера
по проблемам,
которые хотелось
бы решать ему,
помощь партнеру
в виде советов
или
предложений,
смена пары и т. д.

Совместное
обсуждение в группе
предложенных
школьниками проблем,
поддержка педагогом
по возможности
каждого ребенка,
акцентирование
внимания на
перспективных
направлениях
исследовательской
деятельности,
связанных с
предложенными
школьниками
проблемами, замечания Общее итоговое
обсуждение
относительно

Где найти свой 1
интерес и
принести
пользу людям:
возможные
направления
проектной
деятельности

труднорешаемых или
малоактуальных
проблем

предлагаемых
школьниками
проблем,
требующих
решения в рамках
исследовательско
й деятельности,
поиск сильных и
слабых сторон
предлагаемых для
решения
проблем,
корректное и
уважительное по
отношению к
другим
высказывание
предложений и
замечаний

Примеры практических
проблем в
гуманитарной сфере (в
том числе те, которые
ранее решались
другими школьниками)
и соответствующие им
возможные
направления проектной
деятельности.

Знакомство с
<...>
проектами
различных видов.
Участие в
мозговом штурме
по выдвижению
идей конкретных
проектов по
каждому из
предложенных
педагогом видов

Виды проектов,
которые подразумевают
создание конкретного
продукта,
необходимого людям.
Проект как дело или
мероприятие для
других: творческие,
социальные,
экологические,
краеведческие,
трудовые, спортивные
проекты.
Проект как
преобразование
виртуальной или
реальной среды:
создание сайта,

оформление классной
комнаты или
пришкольной
территории, создание
наглядных пособий и т.
п.
Проект как
инициирование новых
видов деятельности:
создание школьной
медиастудии,
организация
танцевальных перемен
в школе, создание
игротеки для малышей
и т. п.
Индивидуальн
ые
консультации

1

Консультации для
школьников по вопросу
определения проблемы,
которую они хотели бы
попытаться решить, и
выбора
соответствующего ей
направления проектной
или исследовательской
деятельности

Вопросы
<...>
школьника
педагогу по
поводу выбора
направления
проектной или
исследовательско
й деятельности.
Формулирование
своих интересов в
сфере проектной
или
исследовательско
й деятельности.
Описание
конкретных
практических или
исследовательски
х проблем,
требующих, по
мнению
школьника,
решения.
Аргументация
необходимости и
возможности их
решения
оригинальным
способом.

Согласование
направления
проектной или
исследовательско
й деятельности с
педагогом
Общий замысел проектно-исследовательской работы (6 ч)
Как одной
1
фразой сказать
обо всем:
формулируем
тему работы

Этапы работы над
проектом или
исследованием: выбор
темы, обоснование
актуальности
выбранной темы,
формулировка цели и
задач, разработка
гипотезы (для
исследовательских
работ) или описание
предполагаемых
свойств создаваемого
продукта (для
проектных работ),
решение поставленных
задач, формулирование
выводов о полученных
результатах, итоговое
оформление текста с
описанием
проведенного
исследования или
реализованного
проекта, защита
работы.

Знакомство с
<...>
правилами
выбора и
формулировки
темы
исследования или
проекта.
Обсуждение
примеров тем
исследовательски
х и проектных
работ, над
которыми ранее
работали другие
школьники,
дискуссия об их
сильных и слабых
сторонах. Работа
в группах (метод
мозгового
штурма):
формулировка
тем на основе
предложенных
исследовательски
х или
практических
Выбор темы проектной проблем
или исследовательской
работы.
Требования к
выбираемой теме
будущего исследования
или проекта: личная
заинтересованность в
теме, отражение в теме
проблемы, которую
школьник хочет
решить, простота,
четкость,

однозначность,
непротиворечивость
формулировки темы.
Тривиальность,
многословие,
наукообразие, избыток
иноязычных аналогов
слов русского языка как
наиболее
распространенные
ошибки в
формулировании темы
исследовательских или
проектных работ.
Примеры удачных и
неудачных тем
исследовательских и
проектных работ в
гуманитарной сфере, в
том числе тех, над
которыми ранее
работали другие
школьники. Практикум:
групповая работа
«Коротко обо всем» —
формулировка
школьниками тем на
основе предложенных
педагогом
исследовательских (1-я
группа) или
практических (2-я
группа) проблем
Индивидуальн
ые
консультации

1

Консультации (в
режиме личных и/или
онлайн-встреч) для
школьников по вопросу
выбора темы проекта
или исследования, а
также первоначального
замысла его реализации

Вопросы
<...>
школьника
педагогу на
понимание или
уточнение
отдельных
аспектов выбора
темы проекта или
исследования.
Формулирование
школьником
нескольких
вариантов темы
своего проекта

или
исследования. Их
обоснование.
Беседа с
педагогом по
вопросам
грамотности
формулировки
темы, ее
соответствия
собственным
интересам и
уровню
подготовки,
адекватности
отражения в ней
той проблемы,
которую
школьник хотел
бы решить.
Согласование
темы проектной
или
исследовательско
й работы с
педагогом.
Обсуждение с
педагогом
первоначального
замысла
реализации
проекта или
исследования
Кому и зачем
нужна моя
работа:
обосновываем
актуальность

1

Аргументация
актуальности работы
как важный
социальный навык,
дающий возможность
взрослому человеку
реализовывать
интересы, отстаивать
свои взгляды,
добиваться целей,
находить
единомышленников и
продвигать результаты
собственного труда.

Знакомство с
правилами
обоснования
актуальности
работы.
Обсуждение с
другими
школьниками и
педагогом роли
убедительной
аргументации в
продвижении

<...>

Примеры из бизнеса,
политики, культуры,
науки,
демонстрирующие
успех аргументации в
том или ином
начинании.

проекта или
исследования.

Обсуждение
примеров
описаний
актуальности
исследовательски
Обоснование
х и проектных
актуальности
работ, над
исследовательской или которыми ранее
проектной работы: в
работали другие
чем суть решаемой в
школьники,
ходе работы проблемы, дискуссия об их
почему ее нужно
сильных и слабых
решать, в чем новизна сторонах.
предлагаемого
решения, кому поможет Участие в
это решение, чем новое деловой игре:
решение может быть
придумывание
полезно.
тем проектов и
исследований для
Научная актуальность
группы-партнера,
как важность и
определение
полезность пополнения адресата и
недостающих знаний об обоснование
изучаемом объекте или актуальности тем,
явлении или новом
придуманных
взгляде на изучаемый
группойобъект или явление.
партнером
Как описать
актуальность
исследовательской
работы.
Социальная
актуальность как
важность и полезность
решения той или иной
практической задачи
для конкретных людей
(целевой аудитории
проекта). Как
определить целевую
аудиторию проекта,
возраст и масштаб
аудитории, ориентация

проекта на потребности
аудитории.
Примеры удачных и
неудачных
обоснований
актуальности тем
исследовательских и
проектных работ в
гуманитарной сфере, в
том числе тех, над
которыми ранее
работали другие
школьники.
Обучающая игра «Кому
это надо?» — работа в
микрогруппах:
определение адресата и
обоснование
актуальности тем,
предложенных
группами друг другу
Индивидуальн
ые
консультации

1

Консультации (в
режиме личных и/или
онлайн-встреч) для
школьников по вопросу
обоснования
актуальности
выбранной темы
исследования или
проекта, а также
замысла его реализации

Вопросы
школьника
педагогу — на
понимание или
уточнение
отдельных
аспектов
обоснования
актуальности
своей работы.

<...>

Беседа с
педагогом по
вопросам
обоснования
актуальности.
Продолжение
обсуждения с
педагогом
замысла
реализации
проекта или
исследования
Заглянем в
будущее:

1

Цель как идеальный,
мысленно

Знакомство с
правилами и

<...>

ставим цель,
задачи и
разрабатываем
исследовательс
кую гипотезу
или описываем
предполагаемы
е свойства
создаваемого
продукта

представленный
результат
исследовательской или
проектной работы.
Требования к цели:
краткость,
конкретность,
достижимость,
проверяемость
достижения. Примеры
удачных и неудачных
формулировок целей
исследований и
проектов.
Задачи
исследовательской и
проектной работы.
Отличие задач от цели,
соотношение цели и
задач. Задачи как
отражение этапов
предстоящей работы,
как преодолеваемые
препятствия на пути к
достижению цели.
Поступательность и
поэтапность
формулируемых задач.
Примеры удачных и
неудачных
формулировок задач
исследований и
проектов.
Гипотеза в
исследовательской
работе и модель
описания создаваемого
продукта в проектной
работе. Гипотеза как
описанное в общих
чертах предположение
о будущих результатах
исследовательской
работы, как
предполагаемая новая
информация, которую
школьник планирует

примерами
постановки цели,
задач, разработки
исследовательско
й гипотезы или
описания
предполагаемых
свойств
создаваемого
продукта.
Участие в
дискуссии о
сильных и слабых
сторонах
приводимых
педагогом
примеров из
проектных и
исследовательски
х работ,
выполненных
другими
школьниками

получить в ходе
исследования.
Описание
предполагаемых
свойств создаваемого в
ходе проектной работы
продукта. Примеры
удачных и неудачных
гипотез и моделей
Индивидуальн
ые
консультации

1

Консультации (в
режиме личных и/или
онлайн-встреч) для
школьников по вопросу
целей, задач и
гипотез/описания
предполагаемых
свойств создаваемого
продукта,
сформулированных ими
для своих
исследовательских/прое
ктных работ.
Консультации для
школьников (по
запросу) по вопросу
первых шагов
реализации проекта или
исследования

Вопросы
<...>
школьника
педагогу — на
понимание или
уточнение
отдельных
аспектов
целеполагания,
определения
задач,
гипотезы/описани
й
предполагаемых
свойств
создаваемого
продукта.
Формулирование
школьником
цели, задач и
гипотезы/описани
я
предполагаемых
свойств
создаваемого
продукта
исследования/про
екта. Их
обоснование.
Беседа с
педагогом по
вопросам
грамотности
формулировок и
согласование
окончательного
варианта.
Обсуждение с
педагогом
первых шагов

реализации
проекта или
исследования
Реализация замысла проектно-исследовательской работы (14 ч)
Шаг за шагом: 1
этапы и общая
схема работы
над основной
частью проекта
и исследования

Исследовательская и
проектная работа как
поэтапное решение
поставленных задач и
описание сделанного.
Приоритет
самостоятельной
работы школьника.

Знакомство с
<...>
основными
этапами
реализации
замысла
проектной или
исследовательско
й работы.

Общий план работы:

Вопросы
школьника
педагогу о
предстоящем
самостоятельном
периоде работы
над проектом или
исследованием,
режиме
консультаций,
возможностях
офлайн- и
онлайнконсультаций.

1. Поэтапная
самостоятельн
ая работа
школьника
над решением
поставленных
задач;
совместный
анализ во
время
индивидуальн
ых
консультаций
с педагогом
той части
работы
школьника,
которая была
выполнена им
на каждом ее
этапе.
2. Разбор успехов
и неудач
школьника;
предложения
педагога по
исправлению
или
корректировке
работы.
3. Помощь
педагога (по
запросу

Согласование
сроков
представления
работ,
очередности и
времени
консультаций

школьника) в
преодолении
имеющихся у
школьника
затруднений.
4. Повторный
анализ
результатов
работы на
данном этапе
и подготовка к
работе на
следующем
этапе.
5. Параллельное
ознакомление
школьников с
необходимым
и нюансами
реализации
проекта или
исследования
Индивидуальн
ые
консультации

1

Консультации для
школьников (по
запросу, в режиме
личных и/или онлайнвстреч) по
возникающим у детей
идеям, затруднениям,
сомнениям в
реализации их
проектных или
исследовательских
работ

Вопросы
<...>
школьников
педагогу — на
понимание или
уточнение
отдельных
аспектов
реализуемых ими
проектов или
исследований.
Высказывание и
аргументация
своих идей,
затруднений,
сомнений,
связанных с
работой.
Согласование
позиций

Как лучше
понять
проблемы и
потребности
тех, на кого
ориентирован

1

Проблемы и
потребности людей как
исходный посыл для
создания проекта.

Практикум по
составлению
опросника для
определения
потребностей
целевой

<...>

проект:
изучение
целевой
аудитории
проекта

Инструменты изучения аудитории.
проблемных зон.
Практикум
получения
обратной связи от
Опросы как
аудитории
инструменты
конкретизации
проблемы. Составление
опросников. Открытые
и закрытые опросы.
Выбор аудитории для
опроса. Гугл-формы и
их создание. Способы
обработки полученных
данных.
Обратная связь от
целевой аудитории в
ходе реализации
проекта и после его
окончания. Механизмы
получения обратной
связи.
Непосредственные и
опосредованные
методы получения
обратной связи.
Коррекция
краткосрочных
проектов в зависимости
от обратной связи.
Коррекция
долгосрочных проектов
в зависимости от
обратной связи:
создание
регулирующих
механизмов и
инструментов.
Негативная обратная
связь от аудитории: как
правильно ее
воспринимать и как с
ней работать

Индивидуальн
ые
консультации

1

Консультации для
школьников (по
запросу, в режиме
личных и/или онлайнвстреч) по
возникающим у детей

Вопросы
школьников
педагогу — на
понимание или
уточнение
отдельных

<...>

Как не открыть 1
Америку и не
изобрести
велосипед:
изучение
научной
литературы по
проблеме
исследования

идеям, затруднениям,
сомнениям в
реализации их
проектных работ

аспектов
реализуемых ими
проектов.
Высказывание и
аргументация
своих идей,
затруднений,
сомнений,
связанных с
работой.
Согласование
позиций

Обзор литературы и
анализ литературы:
отличие одного от
другого. Анализ
разработанности
проблемы в научной
литературе как важная
часть настоящего
исследования.

Знакомство с
жанром анализа
научной
литературы.
Дискуссия о
культуре
цитирования:
«Идея
принадлежит
всем или ее
автору?»

Этика исследователя.
Плагиат и цитирование
высказываний других
авторов. Правила
оформления ссылок на
использованную
литературу

Индивидуальн
ые
консультации

1

Консультации для
школьников (по
запросу, в режиме
личных и/или онлайнвстреч) по
возникающим у детей
идеям, затруднениям,
сомнениям в
реализации их
исследовательских
работ

<...>

Практикум:
оформление
цитирований и
ссылок на
использованную
литературу в
рамках
предложенных
педагогом кейсов
Вопросы
<...>
школьников
педагогу — на
понимание или
уточнение
отдельных
аспектов
реализуемых ими
исследований.
Высказывание и
аргументация
своих идей,
затруднений,
сомнений,
связанных с

работой.
Согласование
позиций
Как сделать
проект
успешным:
поговорим о
способах его
реализации

1

Способы реализации
проекта. План работы
как исходная точка
реализации проекта.
Признаки хорошего
плана работы.

Создание карты
дедлайнов по
проекту.

Учебное
упражнение на
расстановку сил в
Формулировка
проектной группе
конкретных этапов
в зависимости от
работы. Требования к
личностных
результатам каждого
особенностей
этапа работы.
каждого
Дедлайны и их
участника («Ваша
значение. Визуализация проектная группа
плана и реализация
решила
задач.
организовать
танцевальную
разминку на
Что делать, если «не
перемене для
получается».
ребят начальной
Организация
школы:
собственной работы
распределите
над индивидуальным
проектом. Организация задачи в вашей
группе между
работы проектной
группы над групповым шестиклассником
, который любит
проектом:
музыку и
распределение
танцевать, но
поручений в группе в
плохо
зависимости от
контактирует с
особенностей
людьми,
исполнителей,
восьмикласснико
исполнительские и
м, который не
организаторские
любит танцевать,
поручения,
но хорошо
сопровождение
общается с
выполнения
техникой и умеет
исполнительского
разговаривать с
поручения,
аудиторией,
привлечение
девятикласснице
специалистов не из
й, которая
состава проектной
обладает
группы. Как стать
хорошим
хорошим
художественным
организатором?
вкусом, но не
любит танцы, и

<...>

семиклассником,
который любит
танцевать, имеет
хороший вкус, но
не очень хорошо
общается с
людьми»)
Индивидуальн
ые
консультации

1

Консультации для
школьников (по
запросу, в режиме
личных и/или онлайнвстреч) по
возникающим у детей
идеям, затруднениям,
сомнениям в
реализации их
проектных работ

Вопросы
<...>
школьников
педагогу — на
понимание или
уточнение
отдельных
аспектов
реализуемых ими
проектов.
Высказывание и
аргументация
своих идей,
затруднений,
сомнений,
связанных с
работой.
Согласование
позиций

Как сделать
1
исследование
успешным:
поговорим об
исследовательс
ких методах

Методы проведения
исследования. Анализ
исторических
источников (для
исторических работ),
критика источника,
тенденциозность
источника. Контентанализ. Анкетный
опрос, правила
составления
опросников и этика
проведения опроса,
офлайн- и онлайнопросы.

Знакомство с
<...>
наиболее
распространенны
ми методами
исследования.
Обсуждение
вопроса о
применимости
того или иного
метода в
собственной
работе

Метод фокус-группы и
правила беседы с ее
участниками.
Эксперимент.
Особенности
проведения

эксперимента в
гуманитарной сфере,
этика
экспериментатора.
Оформление
результатов
Индивидуальн
ые
консультации

1

Консультации для
школьников (по
запросу, в режиме
личных и/или онлайнвстреч) по
возникающим у детей
идеям, затруднениям,
сомнениям в
реализации их
исследовательских
работ

Вопросы
<...>
школьников
педагогу — на
понимание или
уточнение
отдельных
аспектов
реализуемых ими
исследований.
Высказывание и
аргументация
своих идей,
затруднений,
сомнений,
связанных с
работой.
Согласование
позиций

Мой путь
решения
проблемы:
реализация
задуманного

1

Авторский путь
реализации
задуманного проекта.

Знакомство с
<...>
основными
этапами
реализации
проекта и их
особенностями.
Составление в
микрогруппах
списка
требуемого
оборудования для
реализации
вымышленного
учебного проекта,
предложенного
педагогом.

1-й этап: проверка
готовности к
реализации
задуманного.
Демонстрация замысла
проекта нескольким
представителям
целевой группы.
Доработка проекта по
итогам данного
тестирования.
Определение запасных
вариантов в случае
изменения
обстоятельств
реализации проекта.
Намеренная мысленная
проверка на прочность
«А что если…».

Участие в работе
малых групп по
моделированию
чрезвычайных
обстоятельств и
проверке на
прочность

2-й этап: предстартовая
подготовка. Работа с
проектной группой
(если в реализации
проекта задействовано
несколько человек) по
всему содержанию
проекта, определение
возможных страховок и
замен. Подготовка
необходимого
оборудования. Настрой
проектной группы.
Определение способов
связи членов проектной
группы в случае
реализации проекта как
дела или мероприятия.

вымышленного
учебного проекта,
предложенного
педагогом:
решение кейсов
на быстрое
реагирование в
случае
непредвиденных
ситуаций при
реализации
проекта
(внезапное
отключение
электричества во
время
организуемого
концерта для
малышей;
3-й этап: старт проекта. испортилась
погода во время
Педагогическое
организуемых
сопровождение
проекта. Обратная связь соревнований на
свежем воздухе;
от целевой аудитории
заболел один из
организаторов
дела, отвечавший
за аудио- и
видеосопровожде
ние КВН; вышли
из строя все
микрофоны;
количество
участников
организуемого
дела оказалось
гораздо
больше/меньше
запланированног
о и т. п.)
Индивидуальн
ые
консультации

1

Консультации для
школьников (по
запросу, в режиме
личных и/или онлайнвстреч) по
возникающим у детей
идеям, затруднениям,
сомнениям в
реализации их

Вопросы
школьников к
педагогу — на
понимание или
уточнение
отдельных
аспектов
реализуемых
ими проектов.

<...>

Моя
1
исследовательс
кая позиция:
описание
изучаемого
объекта или
явления

проектных работ.
Сопровождение
реализации проекта
школьника

Высказывание и
аргументация
своих идей,
затруднений,
сомнений,
связанных с
работой.
Согласование
позиций

Авторское видение
изучаемого объекта или
явления: его
возможного устройства,
характерных признаков,
особенностей
функционирования,
причин появления,
этапов развития,
последствий,
классификации, связей
с другими объектами
или явлениями,
внутренних
закономерностей и т. п.

Знакомство с
<...>
особенностями
исследований в
гуманитарной
сфере. Дискуссия
о возможных
причинах
сложностей в
объективном
исследовании
человека и
человеческих
сообществ

Гуманитарное
исследование как
авторское видение
изучаемого объекта или
явления,
представленное в его
описательной модели.
Модель как
рассмотренный с
определенной точки
зрения упрощенный
образ объекта — его
интерпретация, где
выделены
существенные
элементы объекта и
определены ключевые
связи между ними.
Особенность
гуманитарного
исследования —
трудность или
невозможность
объективного описания

реальности,
тенденциозность и
субъективность
исследовательского
взгляда,
гипотетичность
предлагаемой
исследователем
описательной модели
изучаемого им объекта
или явления.
Возможность
сосуществования
различных
описательных моделей
одного и того же
объекта или явления, то
есть множества его
интерпретаций
Индивидуальн
ые
консультации

1

Консультации для
школьников (по
запросу, в режиме
личных и/или онлайнвстреч) по
возникающим у детей
идеям, затруднениям,
сомнениям в
реализации их
исследовательских
работ

Вопросы
школьников к
педагогу — на
понимание или
уточнение
отдельных
аспектов
реализуемых
ими исследовани
й. Высказывание
и аргументация
своих идей,
затруднений,
сомнений,
связанных с
работой.
Согласование
позиций

<...>

Оформление итогов проектно-исследовательской работы (10 ч)
Что я оставлю
людям: анализ
результатов
реализованных
проектов и
исследований

2

Анализ сделанного
(групповое
обсуждение): что
удалось, что не удалось,
почему не удалось, что
можно было улучшить
или сделать иначе,
определение
возможного
последействия проекта

Поочередные
выступления с
самоанализом
проделанной
работы,
групповое
обсуждение
каждой работы

<...>

или перспектив
исследования,
предложения по
возможному развитию,
улучшению,
совершенствованию
проекта или
исследования
Оформление
1
итогового
текста
проектной или
исследовательс
кой работы

Описание проделанной
проектной или
исследовательской
работы как способ
самоанализа и
возможность передать
другим людям свои
опыт и знание.
Структура и правила
оформления текста
описания проектной
или исследовательской
работы: тема,
актуальность, цель,
задачи, гипотеза (для
исследовательских
работ) или описание
предполагаемых
свойств создаваемого
продукта (для
проектных работ),
описание (возможно,
разбитое на параграфы)
процесса решения
поставленных задач,
заключение с
формулированием
выводов о полученных
результатах, список
использованной
литературы (для
исследовательских
работ)

Знакомство с
<...>
правилами
оформления
итогового текста
проектной или
исследовательско
й работы

Индивидуальн
ые
консультации

Консультации для
школьников (в режиме
личных и/или онлайнвстреч) по вопросу
оформления текста
выполненных
проектных или

Вопросы
школьника к
педагогу — на
понимание или
уточнение
отдельных
аспектов

1

<...>

Подготовка к
1
публичной
защите
проектноисследовательс
кой работы

исследовательских
работ

оформления
текста проектной
или
исследовательско
й работы.
Получение
обратной связи от
педагога,
внесение
коррективов в
текст работы,
согласование
итогового
варианта

Защита проектной или
исследовательской
работы как
возможность
приобрести полезный
навык публичного
выступления,
отстаивания и
продвижения своих
идей. Мультимедийное
сопровождение защиты,
правила создания
мультимедийной
презентации в
доступных
компьютерных
программах. Правила и
секреты публичного
выступления:
грамотная речь, темп
речи и дикция, мимика
и жесты, краткость и
яркие примеры,
уместный юмор,
внешний вид и умение
держать себя перед
аудиторией.

Дискуссия в
<...>
группе на тему
«Есть ли польза
от публичной
защиты
проектноисследовательско
й работы для ее
автора?».
Практикум по
использованию
доступных
компьютерных
программ для
создания
презентаций

Особенности
предстоящей научнопрактической
конференции
школьников и
проводимого в ее
рамках конкурса

проектноисследовательских
работ. Критерии оценки
проектноисследовательской
работы
Индивидуальн
ые
консультации

2

Консультации для
школьников (в режиме
личных и/или онлайнвстреч) по вопросу
публичной защиты их
проектных или
исследовательских
работ

Вопросы
<...>
школьника
педагогу — на
понимание или
уточнение
отдельных аспект
ов публичной
защиты своей
проектной или
исследовательско
й работы.
Возможная
репетиция
собственного
выступления на
защите.
Получение
обратной связи от
педагога,
внесение
коррективов в
текст
выступления
и/или слайды
презентации,
согласование
итогового
варианта
выступления

Научнопрактическая
конференция
школьников

3

Торжественное
Выступление с
<...>
открытие конференции. докладом об
основных идеях и
Объявление регламента результатах своей
работы конференции и проектной или
исследовательско
выступлений
й работы.
школьников.
Объявление регламента
конкурса проектноОтветы на
исследовательских
вопросы. Участие
работ школьников,
в дискуссиях по

проводимого в рамках
конференции.
Выступления авторов
проектов и
исследований. Вопросы
авторам и выступления
с комментариями со
стороны других
школьников, педагогов,
приглашенных
специалистов.
Работа жюри конкурса.
Подведение итогов
конференции.
Благодарности
Всего часов по 34
курсу

выступлениям
других авторов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».