РП_Информатика и ИКТ_10_2025

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Аятское
РЕКОМЕНДОВАНА к реализации на заседании ШМО учителей
точных и естественных наук ___
/М.Н. Войтехова /
Протокол № _1_
«29» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы
по
УВР_______________________
/И.А. Разградская /
Протокол № _1_
«29» августа 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ СОШ с. Аятское
_______________________
/Е.В. Севрюгина /
Приказ № _200-Д
«29» августа 2025 г..

Рабочая программа
По предмету (курсу и т.д.) _____ Информатика и ИКТ______
____________________________________________________________
Класс _________________________10___________________________
Составитель _ учитель Чиглинцев Владимир Сергеевич,______
_____________ соответствие занимаемой должности____________
Учебный год_____________2025-2026_________________________
Количество часов по программе ______34_____________________

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
(Базовый уровень 10 класс)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1. Введение в предмет
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
2. Информация
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике,
теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з.
(в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении,
используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
3. Информационные процессы
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума.
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
2

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной
скорости передачи
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
4. Программирование обработки информации
Учащиеся должны знать:
- основные свойства алгоритма;
- типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
- понятие вспомогательного алгоритма;
Учащиеся должны уметь:
- разрабатывать алгоритмы и программы с использование различных алгоритмических конструкций для решения различных задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1. Введение в предмет — 1 ч.
Предмет информатики. Правила ТБ в кабинете информатики. Содержание курса информатики основной школы.
2. Информация – 11 ч.
Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Измерение
информации. Алфавитный подход. Содержательный подход. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.
3. Информационные процессы – 7 ч.
Хранение и передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.
4. Программирование обработки информации – 13 ч.
Алгоритмы и величины. Структуры алгоритмов. Паскаль – язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Логические величины, операции, выражения. Программирование ветвлений. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Организация
ввода и вывода данных с использованием файлов. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
(Базовый уровень 10 класс)
№
п/п

Тема занятия

1

1.Введение в предмет. Правила ТБ в
кабинете информатики.

2

2.Информация.
Понятие информации.

Количество часов
1

Организационные
формы обучения

11
1

3

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи
изучения курса в 10 классе;
- из каких частей состоит предметная область информатики.
Учащиеся должны знать:
-три философские концепции
информации
- понятие информации в частных
науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории ин-

формации.

4

3
4

5

6

7

8
9

Представление информации.
Работа 1.1. Шифрование данных.

1

Измерение информации. Алфавитный
подход.
Измерение информации. Содержательный подход.
Работа 1.2. Измерение информации.

1

Представление чисел
в компьютере.
Работа 1.3. Представление чисел.

1

1

Работа 1.1. Шифрование данных.

1

1

1

Работа 1.2. Измерение информации.

Работа 1.3. Представление чисел.

5

Учащиеся должны знать:
-что такое язык представления
информации; какие бывают языки
-понятия «кодирование» и «декодирование» информации
-примеры технических систем
кодирования информации: азбука
Морзе, телеграфный код Бодо
-понятия «шифрование», «дешифрование».
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной
точки зрения;
-связь между размером алфавита
и информационным весом символа;
-связь между единицами измерения информации;
-сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение
информации, заключенной в тексте, - решать несложные задачи
на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход
- выполнять пересчет количества
информации в разные единицы
Учащиеся должны знать:
-принципы представления данных в памяти компьютера;
-представление целых чисел;
-диапазоны представления целых
чисел без знака и со знаком;
-принципы представления вещественных чисел.
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памятикомпьютера;
-определять по внутреннему коду
значение числа.

Представление текста, изображения и
звука в компьютере.
Работа 1.4. Представление текстов.

1

12

Работа 1.5. Представление изображения и звука.

1

13

3.Информационные
процессы.
Хранение и передача
информации.

7

Обработка информации и алгоритмы.

1

10

11

14

1

Работа 1.4. Представление текстов.
Работа 1.5. Представление изображения и звука.

1

Работа 2.1.
Управление алгоритмическим исполнителем.

6

Учащиеся должны знать:
-способы кодирования текста в
компьютере;
-способы представления изображения; цветовые модели;
-в чем различие растровой и векторной графики;
-способы дискретного (цифрового) представления звука.
Учащиеся должны уметь:
-вычислять размер цветовой палитры по значению битовой
глубины цвета;
-вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.
Учащиеся должны знать:
-историю развития носителей
информации;
-современные (цифровые, компьютерные) типы носителей
информации и их основные характеристики;
-модель К. Шеннона передачи
информации по техническим каналам связи;
-основные характеристики каналов связи: скорость передачи,
пропускную способность;
-понятие «шум» и способы защиты от шума.
Учащиеся должны уметь:
-сопоставлять различные цифровые носители по их техническим
свойствам;
-рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам
связи, при известной скорости
передачи.
Учащиеся должны знать:
-основные типы задач обработки
информации;
-понятие исполнителя обработки
информации;
-понятие алгоритма обработки
информации.
Учащиеся должны уметь:
-по описанию системы команд
учебного исполнителя составлять
алгоритмы управления его работой.

15

16

17

18

19

20

21

22

Автоматическая обработка информации.
Работа 2.2. Автоматическая обработка
данных.

1

Информационные
процессы в компьютере.
Работа 2.3. Выбор
конфигурации компьютера.
Работа 2.4. Настройка BIOS.

1

4.Программирован
ие обработки информации.
Алгоритмы. Структуры алгоритмов,
структурное программирование.

14

Программирование
линейных алгоритмов.
Работа 3.1. Программирование линейных алгоритмов.

1

1

1

1

Работа 2.2. Автоматическая обработка данных.

Работа 2.3. Выбор
конфигурации
компьютера.
Работа 2.4.
Настройка BIOS.

1

1

Работа 3.1. Программирование
линейных алгоритмов.
7

Учащиеся должны знать:
-что такое «алгоритмические
машины» в теории алгоритмов;
-определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
-yстройство и систему команд
алгоритмической машины
Поста.
Учащиеся должны уметь:
-составлять алгоритмы решения
несложных задач для
управления машиной Поста.
Учащиеся должны знать:
-этапы истории развития ЭВМ;
-что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;
-для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);
-архитектуру персонального
компьютера;
-принципы архитектуры суперкомпьютеров.
Учащиеся должны знать:
-этапы решения задачи на компьютере;
-что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;
-какими возможностями обладает компьютер как исполнитель
алгоритмов;
-систему команд компьютера;
-классификацию структур алгоритмов;
-принципы структурного программирования.
Учащиеся должны уметь:
-описывать алгоритмы на языке
блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;
-выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.
Учащиеся должны знать:
-систему типов данных в Паскале;
-операторы ввода и вывода;
-правила записи арифметических
выражений на Паскале;
-оператор присваивания;

23

24

25

26
27

28
29

Логические величины и выражения,
программирование
ветвлений.
Работа 3.2. Программирование логических выражений.
Работа 3.3. Программирование ветвящихся алгоритмов.

1

Программирование
циклов.
Работа 3.4. Программирование циклических алгоритмов.

1

Подпрограммы.
Работа 3.5. Программирование с использованием подпрограмм.

1
1

1

1

1

Работа 3.2. Программирование
логических выражений.
Работа 3.3. Программирование
ветвящихся алгоритмов.

Работа 3.4. Программирование
циклических алгоритмов.

Работа 3.5. Программирование с
использованием
подпрограмм.

8

-структуру программы на Паскале.
Учащиеся должны уметь:
-составлять программы линейных вычислительных алгоритмов
на Паскале.
Учащиеся должны знать:
-логический тип данных, логические величины, логические операции;
-правила записи и вычисления
логических выражений;
-условный оператор If;
-оператор выбора Selectcase.
Учащиеся должны уметь:
-программировать ветвящиеся
алгоритмы с использованием
условного оператора и оператора
ветвления.
Учащиеся должны знать:
-различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;
-различие между циклом с заданным числом повторений и
итерационным циклом;
-операторы цикла Whileи
Repeat–Until;
-оператор цикла с параметром
For;
-порядок выполнения вложенных
циклов.
Учащиеся должны уметь:
-программировать на Паскале
циклические алгоритмы с
предусловием, с постусловием, с
параметром;
-программировать итерационные
циклы;
-программировать вложенные
циклы.
Учащиеся должны знать:
-понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;
-правила описания и использования подпрограмм-функций;
-правила описания и использования подпрограмм-процедур.
Учащиеся должны уметь:
-выделять подзадачи и описывать
вспомогательные алгоритмы;
-описывать функции и процеду-

30

Работа с массивами.

1

31

Работа 3.6. программирование обработки одномерных массивов.

1

32

Работа с символьной
информацией.

1

33

Работа 3.8. Программирование обработки строк символов
Повторение
Всего:

1

34

Работа 3.6. Программирование
обработки одномерных массивов.

Работа 3.8. Программирование
обработки строк
символов

1
34 ч.

9

ры на Паскале;
-записывать в программах обращения к функциям и процедурам.
Учащиеся должны знать:
-правила описания массивов на
Паскале;
-правила организации ввода и
вывода значений массива;
-правила программной обработки
массивов.
Учащиеся должны уметь:
-составлять типовые программы
обработки массивов, такие как
заполнение массива, поиск и
подсчет элементов,
нахождение максимального и
минимального значений,
сортировка массива и др.
Учащиеся должны знать:
-правила описания символьных
величин и символьных
строк;
-основные функции и процедуры
Паскаля для работы с
символьной информацией.
Учащиеся должны уметь:
-решать типовые задачи на обработку символьных величин
и строк символов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».