РП_Самбо в школу_5-11_2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Невьянского городского округа
МБОУ СОШ с.Аятское

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
школы по УВР

Директор МБОУ СОШ
с.Аятское

________________________

________________________

Разградская И.А.
Приказ № ___________ от
«________» __08_2025г.

Севрюгина Е.В.
Приказ № ____________ от
«________» __08_2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6886098)
Модуля по видам спорта «Самбо»
для обучающихся 5-11 классов

с.Аятское
2025-2026г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по «Самбо» для
5-11 классов разработана в соответствии с:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный Закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения и
науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287; в редакции приказа
Минпросвещения России от 18.07.2022 № 568г. (далее – ФГОС ООО) ;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября
2022 года №993 «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее —- СП 2.4.364820);
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685- 21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
(далее — СанПиН 1.2.3685- 21);
- Положение о внеурочной деятельности.

Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического
воспитания в целом и направлен на решение приоритетных задач государства
по повышению общего уровня здоровья нации, формированию ценностей
здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья подрастающего
поколения. Примерная рабочая программа учебного модуля «Самбо» по
учебному предмету «Физическая культура» начального, основного и среднего
общего образования, позволяет максимально быстро добиться желаемого
результата по популяризации национального вида спорта самбо, вовлечению
обучающихся

в

мир

Самбо

в

рамках

всероссийского

спортивно-

образовательного проекта «Самбо в школу!». Программа ориентирована на
двигательную

деятельность

обучающегося

с

общеразвивающей

направленностью.
Цель программы: разработать систему включения технических
элементов и приемов борьбы самбо в структуру учебного предмета
«Физическая культура» в общеобразовательной школе с целью увеличения
двигательной активности учащихся и повышения эффективности занятий
физической культурой.
С

учетом

патриотической

составляющей

Самбо

ценностные

ориентиры Программы определяются направленностью на формирование
культуры русского человека - активного, целеустремленного члена общества.
Программа предполагает решение следующих задач:
- реализация

обосновывающих

принципов
планирование

вариативности
учебного

и

материала

сообразности,
с

учетом

индивидуальности учащегося и его физических возможностей и способностей;
- разработка системного подхода к использованию техник и методики

борьбы самбо в структуре учебного предмета «Физическая культура» в
общеобразовательной школе;
- освоение теории, формирование двигательных умений и навыков в

борьбе самбо;
- воспитание у обучающихся морально-волевых качеств и чувство

коллективизма;
- укрепление здоровья школьника, усиление оздоровительного эффекта в

результате исполнения технических действий борьбы самбо в качестве
физических упражнений, доступных каждому школьнику, развивающих не
только навыки самообороны и защиты других, но и укрепляющих душевное и
физическое здоровье юных граждан.
Программа позволяет системно развивать физические способности
учащихся и совершенствовать качества их личности, образуя преемственность
методики обучения от 1 класса до 11 класса. Это обеспечивает ценность и
актуальность программы, и возможность ее широкого практического
применения в общеобразовательных школах. Предложенная в программе
система обучения навыкам борьбы самбо способствует совершенствованию
методик образовательной деятельности учителей физической культуры
общеобразовательных школ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
В основном содержании учебного модуля «Самбо» на уровне
начального общего образования изложены специально-подготовительные
упражнения и игры, задания, изучаются приёмы самостраховки, приёмы
борьбы в положении лёжа, приёмы выведения из равновесия, подводящие
упражнения к броскам.
2

Учебный модуль «Самбо» реализуется в вариативной части рабочих
программ начального общего и основного образования по учебному
предмету «Физическая культура» в рамках третьего часа физической
культуры, который отводится образовательной организацией за счет 1 часа
внеурочной деятельности и предполагает планирование учебных часов – из
расчета 1 час в неделю. Общее число часов, отведённых на изучение
учебного модуля «Самбо»: на уровне начального общего образования
составляет 68 часов, из них: 2 класс – 34 часа; 3 класс – 34 часа; на уровне
основного и общего образования 221 час, из них: 5 класс – 34 часа; 6

класс – 34 часа; 7 класс – 34 часа; 8 класс – 34 часа; 9 класс – 17 часов; 10
класс – 34 часа; 11 класс – 34 часа.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной

деятельности «Самбо»
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:



готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми
школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы;



готовность к разнообразной совместной деятельности;



выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации
программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:



осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;



ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа,

с

которыми

школьники

будут

знакомиться

в

ходе

профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:



ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и

поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;


осознание важности свободы и необходимости брать на себя
ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:



осознание важности художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения для представителей многих профессий;



стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе
прикладного;



стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой
школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:



осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;



ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;



способность

адаптироваться

необходимостью

к

стрессовым

профессионального

ситуациям,

вызванным

самоопределения,

осмысляя

собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей
профессиональной жизнью;


умение принимать себя и других, не осуждая;



умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,
умение управлять собственным эмоциональным состоянием для
экономии внутренних ресурсов;



сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:



установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;



интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы
проекта;



осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;



готовность адаптироваться в профессиональной среде;



уважение к труду и результатам трудовой деятельности;



осознанный

выбор

и

построение

индивидуальной

образовательной

траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.

В сфере экологического воспитания:



повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в
процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;



активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту
или иную профессиональную деятельность;



осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.

В сфере понимания ценности научного познания:


ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на
современную

систему

научных

представлений

об

основных

закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;


овладение

языковой

и

читательской

культурой

как

средством

познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в
профессиональной сфере;


овладение основными навыками исследовательской деятельности в
процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:



освоение

социального

опыта,

основных

социальных

ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного

поведения, форм социальной жизни в группах и

сообществах,

включая

семью,

профессиональному признаку;

группы,

сформированные

по



способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания,

навыки

и

компетенции

из

опыта

других,

проходить

профессиональные пробы в разных сферах деятельности;


навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том
числе профессиональное;



умение оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;



умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;



умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;



способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и
последствия,

формировать

опыт,

уметь

находить

позитивное

в

произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:



выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для
полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей
проблемы;



использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;



аргументировать свою позицию, мнение;



оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе работы с интернет- источниками;



самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;



прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия, связанные с выбором будущей профессии;



выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или
иную специальность в новых условиях;



применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или
дальнейшим обучением;



выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;



находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;



самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации, предназначенную для остальных участников программы.

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями:


воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и
условиями общения в рамках занятий, включённых в программу;



выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать
В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями:



выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для
полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей
проблемы;



использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;



аргументировать свою позицию, мнение;



оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе работы с интернет- источниками;



самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;



прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия, связанные с выбором будущей профессии;



выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или
иную специальность в новых условиях;



применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или
дальнейшим обучением;



выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;



находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;



самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации, предназначенную для остальных участников программы.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями:



воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и
условиями общения в рамках занятий, включённых в программу;



выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства

общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;


понимать намерения других участников занятий по программе проекта
«Билет в будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к
взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать
свои возражения;



в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения друг с другом;



сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;



публично представлять результаты работы, проделанной в рамках
выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;



понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной
деятельности, коллективно планировать действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;



уметь обобщать мнения нескольких участников программы, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;



участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и др.);



выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
участников.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:



выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;



ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);



делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в
процессе профессионального самоопределения;



владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;



предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей
профессии;



объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы
курса, уметь находить позитивное в любой ситуации;



уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;



различать, называть и управлять собственными эмоциями;



уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения участников курса, осознанно относиться к ним.

Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования результаты
изучения курса внеурочной деятельности должны отражать:
-

понимание роли и значения физической культуры в формировании

личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
-

овладение системой знаний о физическом совершенствовании

человека, освоение умений отбирать физические упражнения и

регулировать физические нагрузки для самостоятельных
систематических занятий с различной функциональной
направленностью (оздоровительной,
тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом
индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать
содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной
недели;
-

приобретение опыта организации

самостоятельных

систематических занятий физической культурой с соблюдением правил
техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умение
оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта
совместной деятельности в организации и проведении занятий
физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
-

расширение опыта организации и мониторинга физического

развития и физической подготовленности; формирование умения
вести наблюдение за динамикой развития основных
физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять
тренирующее воздействие на него занятий физической культурой
посредством использования стандартных физических нагрузок и
функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической
нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во
время самостоятельных занятий физическими
упражнениями с разной целевой ориентацией;
-

формирование умений выполнять комплексы

общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений,
учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние
здоровья и режим учебной деятельности;
-

овладение основами технических действий, приёмами и

физическими упражнениями из базовых видов спорта, умение
использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной

деятельности;
-

расширение двигательного опыта за счёт упражнений,

ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение
функциональных возможностей основных систем организма.
3. Содержание освоения курса внеурочной

деятельности «Самбо»
Раздел 1. Олимп юного самбиста
Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях по
изучению элементов вида спорта Самбо. Запрещенные действия в виде
спорта Самбо. Самбо национальный вид спорта. Самбо и ее лучшие
представители – В.С. Ошепков, В.А. Спиридонов, А.А. Харлампиев, Е.М.
Чумаков
Раздел 2. Секреты здорового питания самбиста
Наша сила в витаминах. Каждому нужен и обед, и ужин. Построение
пирамиды здорового питания. Режим питания юного самбиста.
Раздел 3. В здоровом теле – здоровый дух
Развиваем основные физические качества. Осанка. Здоровье в порядке –
спасибо зарядке. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.
Готовимся сдавать ГТО. Движение к достижениям. Преодолевая трудности
вучёбе, постигаем свои возможности.
Раздел 4. Развиваем свои способности.
Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Упражнения на формирование «мышечного корсета» и увеличения
подвижности суставов. Комплексы общеразвивающих упражнений без
предметов; с предметами.
Специально-подготовительные упражнения самбо.
Упражнения на расслабление мышц. Упражнения в парах и в
сопротивлении. Акробатические упражнения- кувырки, перевороты,
прыжки. Упражнения на гимнастических снарядах.
Техника и тактика вида спорта самбо 5-6 классы

Упражнения для борьбы лежа:
-

переворачивания: с захватом руки и шеи из-под плеча, с

захватом шеи из-под плеча и дальней ноги, с захватом дальней руки и
ноги изнутри, с захватом руки на рычаг локтя садясь.
-удержания: сбоку, поперек, верхом. Уходы от удержания сбоку.
Болевые приемы: рычаг локтя через бедро, рычаг локтя с захватом
руки между ног, ущемление ахиллова сухожилия (сидя, лежа).
Защита от болевых приемов в борьбе лежа: от рычага локтя через
бедро, от рычага локтя между ног, от ущемления ахиллова сухожилия
(сидя, лежа)
Приемы в стойке (броски): задняя подножка, подножка с захватом
ноги снаружи; передняя подножка, бросок с захватом двух ног; бросок
через бедро

7-11 класс
Упражнения для борьбы лежа:
-

переворачивания с захватом предплечья из-под плеча с

забеганием вокруг головы соперника, с захватом двух ног, «ключом»,
захватом руки
кувырком вперед
-удержания: со стороны головы, со стороны ног. Уходы от удержаний.
Болевые приемы: узел руки ногой из удержания сбоку, рычаг локтя
внутрь, узел попереу, рычаг локтя с захватом ноги между ног.
Защиты и контрприемы от приемов в борьбе лежа.
Приемы в стойке ( броски): отхват, передняя подножка с захватом
руки под плечо, передняя подножка с захватом ноги снаружи, бросок
рывком за пятку, боковая подсечка.
Подвижные игры и эстафеты с элементами страховки и единоборств:
«Гигантские шаги», «Крокодильчики», «Прыжки через движущуюся

скакалку»,
«Снайпер», «Эстафета с прыжками». «Салки, ножки на весу», «Петушиный
бой», «Поймай лягушку», «Фехтование», «Выталкивание в приседе»,
«Выталкивание спиной», «Подвижный ринг», «Перетягивание каната»,
«Разведчики и часовые», «Наступление», «Волк во рве», «Третий лишний с
сопротивлением», «Соревнование тачек», «Армрестлинг», «Цыганская
борьба». (на ногах), «Скакалки- подсекалки», «Поединок с шестом»,
«Сильная хватка»,
«Борьба за палку» и др.
Специализированные подвижные игры в подготовке юных борцов: игры в
касания, Игры в теснения, Игры в дебюты, Игры в блокирующие захваты,
Игры в атакующие захваты. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Развиваем основные физические качества. Спорт в нашей школе, городе,
крае. ГТО и его нормативы, как ориентиры телесного воспитания.
Фестиваль «Познаю мир самбо»: Демо-самбо. Самозащита без оружия.
Интеллектуальная викторина «Знатоки самбо».
Эстафета: «Полоса препятствия». Самбо родного края. Конкурс группподдержки - чирлидинг.

Форма
организации

5 - 11 класс
Содержание курса

Вид деятельности

Раздел 1. Олимп юного самбиста - 10 часов
Беседа,
игровые
занятия, арттехнологии.

Техника безопасности и профилактика травматизма на
занятиях по изучению элементов вида спорта Самбо.
Запрещенные действия в виде спорта Самбо.
Самбо национальный вид спорта.
Самбо и ее лучшие представители – В.С. Ошепков, В.А.
Спиридонов, А.А.Харлампиев, Е.М. Чумаков

Кейс Дневник
самонаблюдения
Создание
тематических
буклетов

Раздел 2. Секреты здорового питания самбиста – 10 часов
Беседа,
игровые
занятия

Наша сила в витаминах.
Каждому нужен и обед, и ужин. Построение
Пирамиды здоровогопитания.
Режим питания юного самбиста.

Кейс Проект
Создание
тематических
буклетов

Раздел 3. В здоровом теле – здоровый дух - 10 часов
Беседа,
игровые
занятия
лабораторноисследовател
ьские
мероприятия,
решение
ситуативных
задач, оценка
результатов
подготовки.

Развиваем основные физическиекачества. Осанка.
Здоровье в порядке – спасибо зарядке.Значение дыхания
для жизнедеятельности организма.
Готовимся сдавать ГТО. Движение к
достижениям.
Преодолевая трудности в учёбе,постигаем свои
возможности.

Раздел 4. Развиваем свои способности 110 часов

Кейс
Проект
Создани
е
тематических
буклетов

Практически
е занятия,
замеры
собственной
физической
подготовлен
ности,
оценка
результатов
подготовки.

Упражнения на развитие дыхательной исердечноПрактические
сосудистой систем
занятияДневник
Упражнения
на
формирование
самонаблюдения
«мышечного
корсета»
и увеличенияподвижности
суставов.
Комплексы
общеразвивающих упражнений
без
предметов;
спредметами.
Специально-подготовительные упражнения самбо.
Упражнения на расслабление мышц. Упражнения в парах и в
сопротивлении. Акробатические упражнения- кувырки,
перевороты, прыжки. Упражнения на гимнастических
снарядах.
Техника и тактика вида спорта самбо5-6 классы
Упражнения для борьбы лежа:
- переворачивания: с захватом руки ишеи из-под плеча, с
захватом шеи из подплеча и дальней ноги, с захватом дальней
руки и ноги изнутри,с захватом руки на рычаг локтя садясь.
-удержания: сбоку, поперек, верхом. Уходы от удержания
сбоку.
Болевые приемы: рычаг локтя через бедро, рычаг локтя с
захватом руки между ног, ущемление ахилловасухожилия
(сидя, лежа).
Защита от болевых приемов в борьбе лежа: от рычага локтя
через бедро, от

рычага локтя между ног, от ущемления
ахиллова сухожилия (сидя, лежа) Приемы
в стойке
(броски):
задняя
подножка, подножка с захватом ноги
снаружи; передняя подножка, бросок с
захватом двух ног; бросок через бедро
7-9 класс
Упражнения для борьбы лежа:
- переворачивания с захватомпредплечья из-под
плеча с забеганием вокруг головы соперника, с
захватом двух ног, «ключом», захватом руки
кувырком вперед
-удержания: со стороны головы, со стороны
ног. Уходы от удержаний.
Болевые приемы: узел руки ногой из удержания
сбоку, рычаг локтя внутрь, узел поперек, рычаг
локтя с захватом ноги между ног.
Защиты и контрприемы от приемов в борьбе
лежа.
Приемы в стойке (броски): отхват, передняя
подножка с захватом руки подплечо, передняя
подножка с захватом ноги снаружи, бросок
рывком за пятку, боковая подсечка
Подвижные игры и эстафеты с элементами
страховки и единоборств:
«Гигантские шаги», «Крокодильчики»,
«Прыжки через движущуюся скакалку»,
«Снайпер»,
«Эстафета
с прыжками».
«Салки, ножки на весу», «Петушиныйбой»,
«Поймай лягушку», «Фехтование»,
«Выталкивание
в
приседе»,
«Выталкивание спиной», «Подвижныйринг»,
«Перетягивание
каната»,
«Разведчики
и
часовые»,
«Наступление», «Волк во рву», «Третий
лишний
с
сопротивлением»,
«Соревнование тачек», «Армрестлинг»,
«Цыганская
борьба»
(на
ногах),
«Скакалки-подсекалки», «Поединок с шестом»,
«Сильная хватка», «Борьба за палку» и др.
Специализированные подвижные игры в
подготовке юных борцов:
Игры в касания,
Игры в теснения,
Игры в дебюты,
Игры в блокирующие захваты,
Игры в атакующие захваты
Раздел 5. Кто любит спорт, тот здоров и бодр - 30 часов

Практические
занятия,
исследовател
ьские
мероприятия,
решение
ситуативных
задач, оценка
результатов
подготовки

Развиваем основные физические
качества. Спорт в нашей школе, городе,крае.
ГТО и его нормативы, как ориентиры
телесного воспитания.
Фестиваль «Познаю мир самбо»: Демо-самбо.
Самозащита без оружия.
Интеллектуальная викторина «Знатоки
самбо». Эстафета: «Полоса
препятствия». Проектная работа «Самбо
родного края»
Конкурс групп-поддержки - чирлидинг.

Практические занятия
Квест
Проект
Создание презентаций

Итого 5-11 класс

221 час

4. Тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности «Самбо»
5 Класс

№
п/п
1

2

3

4

Наименование раздела, темы

Количество часов
Теория

Раздел 1. Олимп юного самбиста - 2 часа
Техника безопасности и профилактика травматизма на
занятиях по изучению элементов вида спорта Самбо.
Самбо национальный вид спорта.

Практика

2

Раздел 2. Секреты здорового питания самбиста – 2 часа
2
Наша сила в витаминах.
Каждому нужен и обед, и ужин.
Раздел 3. В здоровом теле – здоровый дух - 2 часа
Развиваем основные физические качества.
2
Осанка.
Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
Раздел 4. Развиваем свои способности - 22 часа
Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем.
Упражнения
на
формирование
«мышечного
корсета» и увеличения подвижности суставов.
Комплексы общеразвивающих упражнений без
предметов; с предметами.
Специально-подготовительные упражнения самбо.
Упражнения на расслабление мышц. Упражненияв парах и
в сопротивлении. Акробатическиеупражнения- кувырки,
перевороты, прыжки.
Упражнения на гимнастических снарядах.

3

3

Упражнения для борьбы лежа:
- переворачивания: с захватом руки и шеи из-под плеча, с
захватом шеи из под плеча и дальней ноги, с захватом
дальней руки и ноги изнутри,с захватом руки на рычаг
локтя садясь.
-удержания: сбоку, поперек, верхом. Уходы отудержания
сбоку.

3

Болевые приемы: рычаг локтя через бедро, рычаглоктя с
захватом руки между ног, ущемлениеахиллова сухожилия
(сидя, лежа).
Защита от болевых приемов в борьбе лежа: отрычага
локтя через бедро, от рычага локтямежду ног, от
ущемления ахиллова сухожилия (сидя, лежа)

3

Приемы в стойке (броски): задняя подножка,подножка с
захватом ноги снаружи; передняя
подножка, бросок с захватом двух ног; бросокчерез
бедро

3

Подвижные
игры и эстафеты
с элементами
страховки и единоборств: «Гигантские шаги»,
«Крокодильчики», «Прыжки через движущуюся
скакалку», «Снайпер», «Эстафета с прыжками».
«Салки, ножки на весу»

2

Специализированные
подвижные
подготовке юных борцов:
Игры в касания,
Игры в теснения,
Игры в дебюты,
Игры в блокирующие захваты,
Игры в атакующие захваты

5

игры

в

5

Раздел 5. Кто любит спорт, тот здоров и бодр - 6 часов
Развиваем основные физические качества.
1
Фестиваль «Познаю мир самбо»: Демо-самбо.
Самозащита без оружия.
Интеллектуальная викторина «Знатоки самбо».
Эстафета: «Полоса препятствия».
Самбо родного края.
Конкурс групп-поддержки - чирлидинг.
Всего
Итого

5

7

27
34

6 класс

№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов
Теория

Практика

Раздел 1. Олимп юного самбиста - 2 часа
1

2

3

4

Запрещенные действия в виде спорта Самбо.Самбо
национальный вид спорта.

2

Раздел 2. Секреты здорового питания самбиста – 2 часа
Каждому нужен и обед, и ужин.
2
Построение Пирамиды здорового питания.
Раздел 3. В здоровом теле – здоровый дух - 2 часа
Значение дыхания для жизнедеятельности
2
организма.
Готовимся сдавать ГТО.
Раздел 4. Развиваем свои способности - 22 часа
Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем

3

Упражнения
на
формирование
«мышечного
корсета» и увеличения подвижности суставов.
Комплексы общеразвивающих упражнений без
предметов; с предметами.
Специально-подготовительные упражнения самбо.
Упражнения на расслабление мышц. Упражнения в парах
и в сопротивлении. Акробатические упражнениякувырки, перевороты, прыжки.
Упражнения на гимнастических снарядах.

3

Упражнения для борьбы лежа:
- переворачивания: с захватом руки и шеи из-под плеча, с
захватом шеи из под плеча и дальней ноги, с захватом
дальней руки и ноги изнутри,с захватом руки на рычаг
локтя садясь.
-удержания: сбоку, поперек, верхом. Уходы от удержания
сбоку.

3

Болевые приемы: рычаг локтя через бедро, рычаг локтя с
захватом руки между ног, ущемление ахиллова сухожилия
(сидя, лежа).
Защита от болевых приемов в борьбе лежа: от рычага
локтя через бедро, от рычага локтя
между ног, от ущемления ахиллова сухожилия(сидя,
лежа)

3

Приемы в стойке (броски): задняя подножка, подножка с
захватом ноги снаружи; передняя подножка, бросок с
захватом двух ног; бросок через бедро

3

Подвижные
игры и эстафеты
с элементами
страховки и единоборств: «Гигантские шаги»,
«Крокодильчики», «Прыжки через движущуюся
скакалку», «Снайпер», «Эстафета с прыжками».
«Салки, ножки на весу»
Специализированные
подготовке юных борцов:
Игры в касания,
Игры в теснения,
Игры в дебюты,

подвижные

игры

2

в

5

Игры в блокирующие захваты,
Игры в атакующие захваты
Раздел 5. Кто любит спорт, тот здоров и бодр - 6 часов
Спорт в нашей школе, городе, крае.
1
ГТО и его нормативы, как ориентиры телесного
воспитания.
Фестиваль «Познаю мир самбо»: Демо-самбо.
Самозащита без оружия.
Интеллектуальная викторина «Знатоки самбо».
Эстафета: «Полоса препятствия». Проектная работа
«Самбо родного края»
Конкурс групп-поддержки - чирлидинг.

5

Всего
Итого

5

7

27
34

7 класс

№
п/п

1

2

3

Наименование раздела, темы

Количество часов
Теория

Раздел 1. Олимп юного самбиста - 2 часа
Запрещенные действия в виде спорта Самбо.
Самбо
и ее лучшие
представители
–
В.С. Ошепков, В.А. Спиридонов, А.А. Харлампиев, Е.М.
Чумаков

2

Раздел 2. Секреты здорового питания самбиста – 2 часа
Построение Пирамиды здорового питания.Режим
2
питания юного самбиста.
Раздел 3. В здоровом теле – здоровый дух - 2 часа
Готовимся сдавать ГТО.
2
Движение к достижениям.
Преодолевая трудности в учёбе, постигаем свои
возможности.
Раздел 4. Развиваем свои способности - 22 часа

Практика

4

Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем
Упражнения
на
формирование
«мышечного
корсета» и увеличения подвижности суставов.
Комплексы общеразвивающих упражнений без
предметов; с предметами.

3

Специально-подготовительные
упражнения
самбо.
Упражнения на расслабление мышц. Упражненияв
парах и в сопротивлении.
Акробатические

3

упражнениякувырки,
перевороты,
Упражнения на гимнастических снарядах.

прыжки.

Упражнения для борьбы лежа:
- переворачивания с захватом предплечья из-под плеча с
забеганием вокруг головы соперника, сзахватом двух ног,
«ключом», захватом руки кувырком вперед
-удержания: со стороны головы, со стороны ног.Уходы
от удержаний.

3

Болевые приемы: узел руки ногой из удержания сбоку,
рычаг локтя внутрь, узел поперек, рычаг локтя с захватом
ноги между ног.
Защиты и контрприемы от приемов в борьбе лежа.

3

Приемы в стойке (броски): отхват, передняяподножка
с захватом руки под плечо, передняя
подножка с захватом ноги снаружи, бросокрывком за
пятку, боковая подсечка

3

Подвижные игры и эстафеты с элементами страховки
и
единоборств: «Гигантские шаги»,
«Крокодильчики»,
«Прыжки
через
движущуюся
скакалку», «Снайпер», «Эстафета с прыжками».
«Салки, ножки на весу», «Петушиный бой»,
«Поймай
лягушку»,
«Фехтование»,
«Выталкивание в приседе», «Выталкивание спиной»,
«Подвижный ринг», «Перетягиваниеканата», «Разведчики
и часовые», «Наступление»,
«Волк во рву», «Третий лишний с сопротивлением»,
«Соревнование
тачек»,
«Армрестлинг»

2

Специализированные
подвижные
подготовке юных борцов:
Игры в касания,
Игры в теснения,
Игры в дебюты,
Игры в блокирующие захваты,
Игры в атакующие захваты

игры

в

5

Раздел 5. Кто любит спорт, тот здоров и бодр - 6 часов
Спорт в нашей школе, городе, крае.
ГТО и его нормативы, как ориентиры телесного
воспитания.
Фестиваль «Познаю мир самбо»: Демо-самбо.
Самозащита без оружия.

5

1

5

7

27

Интеллектуальная викторина «Знатоки самбо».
Эстафета: «Полоса препятствия». Проектная работа
«Самбо родного края»
Конкурс групп-поддержки - чирлидинг.
Всего
Итого

34

8 класс

№
п/п

1

2

3

Наименование раздела, темы

Количество часов
Теория

Раздел 1. Олимп юного самбиста - 2 часа
Техника безопасности и профилактика травматизма на
занятиях по изучению элементов вида спорта Самбо.
Самбо и ее лучшие представители – В.С. Ошепков, В.А.
Спиридонов, А.А. Харлампиев, Е.М. Чумаков

2

Раздел 2. Секреты здорового питания самбиста – 2 часа
Наша сила в витаминах.
2
Построение Пирамиды здорового питания.
Раздел 3. В здоровом теле – здоровый дух - 2 часа
Готовимся сдавать ГТО.
2
Движение к достижениям.
Преодолевая трудности в учёбе, постигаем свои
возможности.
Раздел 4. Развиваем свои способности - 22 часа

Практика

4

Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем
Упражнения
на
формирование
«мышечного
корсета» и увеличения подвижности суставов.
Комплексы общеразвивающих упражнений без
предметов; с предметами.

3

Специально-подготовительные упражнениясамбо.
Упражнения на расслабление мышц. Упражненияв парах
и в сопротивлении. Акробатическиеупражнения- кувырки,
перевороты, прыжки. Упражнения на гимнастических
снарядах.

3

3
Упражнения для борьбы лежа:
- переворачивания с захватом предплечья из-подплеча с
забеганием вокруг головы соперника, с
захватом двух ног, «ключом», захватом рукикувырком
вперед
-удержания: со стороны головы, со стороны ног.Уходы
от удержаний.
Болевые приемы: узел руки ногой из удержания сбоку,
рычаг локтя внутрь, узел поперек, рычаг локтя с захватом
ноги между ног.
Защиты и контрприемы от приемов в борьбе лежа.

3

Приемы в стойке (броски): отхват, передняяподножка
с захватом руки под плечо, передняя
подножка с захватом ноги снаружи, бросокрывком за
пятку, боковая подсечка

3

Подвижные
игры и эстафеты
с элементами
страховки и единоборств: «Гигантские шаги»,
«Крокодильчики», «Прыжки через движущуюся
скакалку», «Снайпер», «Эстафета с прыжками».
«Салки, ножки на весу»,
«Третий лишний с
сопротивлением»,
«Соревнование
тачек»,
«Армрестлинг», «Цыганская борьба» (на ногах),
«Скакалки-подсекалки», «Поединок с шестом»,
«Сильная хватка», «Борьба за палку»

2

Специализированные
подвижные
игры
в
подготовке юных борцов: игры в касания, игры в теснения,
игры в дебюты, игры в блокирующие захваты, игры в
атакующие захваты

5

5

Раздел 5. Кто любит спорт, тот здоров и бодр - 6 часов
ГТО и его нормативы, как ориентиры телесного
1
воспитания.
Фестиваль «Познаю мир самбо»: Демо-самбо.
Самозащита без оружия.
Интеллектуальная викторина «Знатоки самбо».
Эстафета: «Полоса препятствия». Проектная работа
«Самбо родного края»
Конкурс групп-поддержки - чирлидинг.
Всего
Итого

5

7

27
34

9 класс

№
п/п
1

2

3

4

Наименование раздела, темы

Количество часов
Теория

Раздел 1. Олимп юного самбиста - 1 час
Техника безопасности и профилактика травматизма на
занятиях по изучению элементов вида спорта Самбо.
Самбо
и ее лучшие
представители
–
В.С. Ошепков, В.А. Спиридонов, А.А.
Харлампиев,Е.М. Чумаков

Практика

1

Раздел 2. Секреты здорового питания самбиста – 1 час
Построение Пирамиды здорового питания.Режим
1
питания юного самбиста.
Раздел 3. В здоровом теле – здоровый дух - 1 час
Движение к достижениям.
1
Преодолевая трудности в учёбе, постигаем свои
возможности.
Раздел 4. Развиваем свои способности - 12 часа
Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем
Упражнения
на
формирование
«мышечного корсета» и
увеличения подвижности суставов.
Комплексы общеразвивающих упражнений
без предметов; с предметами.
Специально-подготовительные упражнениясамбо.
Упражнения на расслабление мышц. Упражненияв
парах и в сопротивлении.
Акробатическиеупражнения- кувырки, перевороты,
прыжки.
Упражнения на гимнастических снарядах.

2

2

Упражнения для борьбы лежа:
- переворачивания с захватом предплечья из-под плеча
с забеганием вокруг головы соперника, сзахватом двух
ног,
«ключом», захватом руки кувырком вперед
-удержания: со стороны головы, со стороны
ног.Уходы от удержаний.

2

Болевые приемы: узел руки ногой из удержания сбоку,
рычаг локтя внутрь, узел поперек, рычаг локтя с
захватом ноги между ног.
Защиты и контрприемы от приемов в борьбе лежа.

2

Приемы в стойке (броски): отхват,
передняяподножка с захватом руки под плечо,
передняя

1

подножка

с захватом
ноги снаружи,
бросок рывком за пятку, боковая

подсечка
Подвижные
игры и эстафеты с элементами
страховки и единоборств: «Гигантские шаги»,
«Крокодильчики», «Прыжки через движущуюся
скакалку»,
«Снайпер»,
«Соревнование тачек»,
«Армрестлинг», «Цыганская борьба» (на ногах),
«Скакалки-подсекалки», «Поединок с шестом»,
«Сильная хватка», «Борьба за палку»

2

Специализированные
подвижные игры
в
подготовке юных борцов: игры в касания, игры в
теснения, игры в дебюты, игры в блокирующие
захваты, игры в атакующие захваты.

5

1

Раздел 5. Кто любит спорт, тот здоров и бодр - 2 часа
Развиваем основные физические качества. Спортв
1
нашей школе, городе, крае. ГТО и его
нормативы, как ориентиры телесного воспитания.
Фестиваль «Познаю мир самбо»: Демо-самбо.
Самозащита без оружия.
Интеллектуальная викторина «Знатоки самбо».
Эстафета: «Полоса препятствия». Проектная работа
«Самбо родного края»
Конкурс групп-поддержки - чирлидинг.
Всего
Итого

1

4

13
17

10 класс

№
п/п
1

2

3

4

Наименование раздела, темы

Количество часов
Теория

Раздел 1. Олимп юного самбиста - 2 часа
Техника безопасности и профилактика травматизма на
занятиях по изучению элементов вида спорта Самбо.
Самбо
и ее лучшие
представители
–
В.С. Ошепков, В.А. Спиридонов, А.А.
Харлампиев,Е.М. Чумаков

Практика

2

Раздел 2. Секреты здорового питания самбиста – 2 часа
Построение Пирамиды здорового питания. Режим
2
питания юного самбиста.
Раздел 3. В здоровом теле – здоровый дух - 2 часа
Движение к достижениям.
2
Преодолевая трудности в учёбе, постигаем свои
возможности.
Раздел 4. Развиваем свои способности - 22 часа
Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем
Упражнения
на
формирование «мышечного
корсета» и увеличения подвижности суставов.
Комплексы общеразвивающих упражнений
без предметов; с предметами.

3

Специально-подготовительные упражнения самбо.
Упражнения на расслабление мышц. Упражнения в
парах и в сопротивлении. Акробатические
упражнения- кувырки, перевороты, прыжки.
Упражнения на гимнастических снарядах.

3

Упражнения для борьбы лежа:
- переворачивания с захватом предплечья из-под плеча
с забеганием вокруг головы соперника, с захватом двух
ног,
«ключом», захватом руки кувырком вперед
-удержания: со стороны головы, со стороны ног.
Уходы от удержаний.

3

Болевые приемы: узел руки ногой из удержания сбоку,
рычаг локтя внутрь, узел поперек, рычаг локтя с
захватом ноги между ног.
Защиты и контрприемы от приемов в борьбе лежа.

3

Приемы в стойке (броски): отхват, передняя
подножка с захватом руки под плечо, передняя

3

подножка
подсечка
Подвижные

с захватом
ноги снаружи,
бросок рывком за пятку, боковая

игры и эстафеты
с
элементами страховки и
единоборств: «Гигантские шаги»,
«Крокодильчики», «Прыжки через движущуюся
скакалку»,
«Снайпер»,
«Соревнование
тачек»,
«Армрестлинг», «Цыганская борьба» (на ногах),
«Скакалки-подсекалки», «Поединок с шестом»,
«Сильная хватка», «Борьба за палку»
Специализированные
подвижные игры
в
подготовке юных борцов: игры в касания, игры в
теснения, игры в дебюты, игры в блокирующие
захваты, игры в атакующие захваты

5

2

5

Раздел 5. Кто любит спорт, тот здоров и бодр - 6 часов
Развиваем основные физические качества. Спортв
1
нашей школе, городе, крае. ГТО и его
нормативы, как ориентиры телесного воспитания.
Фестиваль «Познаю мир самбо»: Демо-самбо.
Самозащита без оружия.
Интеллектуальная викторина «Знатоки самбо».
Эстафета: «Полоса препятствия». Проектная работа
«Самбо родного края»
Конкурс групп-поддержки - чирлидинг.
Всего
Итого

5

7

27
34

11 класс

№
п/п
1

2

3

4

Наименование раздела, темы

Количество часов
Теория

Раздел 1. Олимп юного самбиста - 2 часа
Техника безопасности и профилактика травматизма на
занятиях по изучению элементов вида спорта Самбо.
Самбо
и ее лучшие
представители
–
В.С. Ошепков, В.А. Спиридонов, А.А.
Харлампиев,Е.М. Чумаков

Практика

2

Раздел 2. Секреты здорового питания самбиста – 2 часа
Построение Пирамиды здорового питания.Режим
2
питания юного самбиста.
Раздел 3. В здоровом теле – здоровый дух - 2 часа
Движение к достижениям.
2
Преодолевая трудности в учёбе, постигаем свои
возможности.
Раздел 4. Развиваем свои способности - 22 часа
Упражнения на развитие дыхательной и сердечнососудистой систем
Упражнения
на
формирование
«мышечного корсета» и
увеличения подвижности суставов.
Комплексы общеразвивающих упражнений
без предметов; с предметами.
Специально-подготовительные упражнения самбо.
Упражнения на расслабление мышц. Упражнения в
парах и в сопротивлении. Акробатические
упражнения- кувырки, перевороты, прыжки.
Упражнения на гимнастических снарядах.

3

3

Упражнения для борьбы лежа:
- переворачивания с захватом предплечья из-под плеча
с забеганием вокруг головы соперника, с захватом двух
ног,
«ключом», захватом руки кувырком вперед
-удержания: со стороны головы, со стороны ног.
Уходы от удержаний.

3

Болевые приемы: узел руки ногой из удержания сбоку,
рычаг локтя внутрь, узел поперек, рычаг локтя с
захватом ноги между ног.
Защиты и контрприемы от приемов в борьбе лежа.

3

Приемы в стойке (броски): отхват, передняя
подножка с захватом руки под плечо, передняя

3

подножка
подсечка
Подвижные

с захватом
ноги снаружи,
бросок рывком за пятку, боковая

игры и эстафеты
с
элементами страховки и
единоборств: «Гигантские шаги»,
«Крокодильчики», «Прыжки через движущуюся
скакалку»,
«Снайпер»,
«Соревнование
тачек»,
«Армрестлинг», «Цыганская борьба» (на ногах),
«Скакалки-подсекалки», «Поединок с шестом»,
«Сильная хватка», «Борьба за палку»
Специализированные
подвижные игры
в
подготовке юных борцов: игры в касания, игры в
теснения, игры в дебюты, игры в блокирующие
захваты, игры в атакующие захваты

5

2

5

Раздел 5. Кто любит спорт, тот здоров и бодр - 6 часов
Развиваем основные физические качества. Спортв
1
нашей школе, городе, крае. ГТО и его
нормативы, как ориентиры телесного воспитания.
Фестиваль «Познаю мир самбо»: Демо-самбо.
Самозащита без оружия.
Интеллектуальная викторина «Знатоки самбо».
Эстафета: «Полоса препятствия». Проектная работа
«Самбо родного края»
Конкурс групп-поддержки - чирлидинг.
Всего
Итого

5

7

27
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».