МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Невьянского городского округа
МБОУ СОШ с. Аятское
РЕКОМЕНДОВАНА к реализации
на заседании ШМО учителей
начальных классов
(протокол № 1 от 28.08. 2025г.)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
школы по УВР
____/И.А.Разградская
Руководитель ШМО
«28» 08. 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ СОШ с.Аятское
_____/Е.В.Севрюгина
______________/Н.А.Рубцова
Приказ № 200-Д
от «29» 08. 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8384897)
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 1 – 4 классов
С. Аятское, 2025г
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка»
(предметная область «Искусство») (далее соответственно – программа по
музыке, музыка) включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по музыке.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения музыки,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для изучения на уровне начального общего образования.
Содержание обучения завершается перечнем универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые
возможно формировать средствами музыки с учётом возрастных
особенностей обучающихся на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по музыке включают
личностные, метапредметные и предметные результаты за весь период
обучения на уровне начального общего образования. Предметные результаты,
формируемые в ходе изучения музыки, сгруппированы по учебным модулям.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по музыке разработана с целью оказания методической
помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному
предмету.
Программа по музыке позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в ФГОС НОО; определить и структурировать
планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по годам
обучения в соответствии с ФГОС НОО, а также на основе планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе
воспитания;
разработать календарно-тематическое планирование с учётом
особенностей конкретного региона, образовательной организации, класса.
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия,
универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для
становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт
самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо заложить
основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать
представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни
современного человека и общества. В содержании программы по музыке
представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы
массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие).
Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является
практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных
инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов
музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей,
принципов и форм развития музыки.
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с
некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание
музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические
потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний,
отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка.
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим
героем произведения является уникальным психологическим механизмом для
формирования
мировоззрения
обучающегося
опосредованным
недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы по
музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие
качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие
системе традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является
развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного
восприятия и художественного исполнения музыки формируется
эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке
принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как
широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому
искусству – от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение
жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных
принципов.
Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной
культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к
внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется
по следующим направлениям:
становление системы ценностей, обучающихся в
единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсального языка общения,
художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней
мотивации к музицированию.
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего
образования:
формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в
жизни и в искусстве;
формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация
взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы
музицирования;
формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов,
приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям
через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;
развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими
познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями,
развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
овладение предметными умениями и навыками в различных видах
практического музицирования, введение обучающегося в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание
(воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных
инструментах);
сочинение
(элементы
импровизации,
композиции,
аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец,
двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты;
изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и
жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы
музыкального языка;
воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение
интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;
расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины,
а также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа
построения учебного материала и допускает вариативный подход к
очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание учебного предмета структурно представлено восемью
модулями (тематическими линиями):
инвариантные:
модуль № 1 «Народная музыка России»;
модуль № 2 «Классическая музыка»;
модуль № 3 «Музыка в жизни человека»;
вариативные:
модуль № 4 «Музыка народов мира»;
модуль № 5 «Духовная музыка»;
модуль № 6 «Музыка театра и кино»;
модуль № 7 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 8 «Музыкальная грамота».
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный
принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества
учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков
позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт
внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев,
концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами.
В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы,
увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов,
предусмотренных
эстетическим
направлением
плана
внеурочной
деятельности образовательной организации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки ‑ 135 часов:
в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю),
во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
При разработке рабочей программы по музыке образовательная
организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в
том числе с организациями системы дополнительного образования детей,
учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры,
музеи, творческие союзы).
Освоение
программы
по
музыке
предполагает
активную
социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных
праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе
основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как
«Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир»,
«Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и
другие.
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
1.1
Край, в котором ты живёшь: русская
народная песня «Степь, да степь
кругом»; «Рондо на русские темы»;
Е.П.Крылатов «Крылатые качели»
1
1.2
Русский фольклор: «Среди долины
ровныя», «Пойду ль я, выйду ль я»; кант
«Радуйся, Роско земле»; марш «Славны
были наши деды», «Вспомним, братцы,
Русь и славу!»
1
1.3
Русские народные музыкальные
инструменты и народные песни: «Пошла
млада за водой», «Ах, улица, улица
широкая». Инструментальные наигрыши.
Плясовые мелодии
1
1.4
Жанры музыкального фольклора:
русские народные песни «Ах ты, степь»,
«Я на горку шла»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1.5
Фольклор народов России: «Апипа»,
татарская народная песня; «Сказочка»,
марийская народная песня
1
1.6
Фольклор в творчестве
профессиональных музыкантов:
А.Эшпай «Песни горных и луговых
мари»
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
6
Раздел 2. Классическая музыка
2.1
Композитор – исполнитель – слушатель:
концерт № 1 для фортепиано с оркестром
П.И. Чайковского (фрагменты), песня
Леля «Туча со громом сговаривалась» из
оперы «Снегурочка» Н.А. РимскогоКорсакова
1
2.2
Композиторы – детям: Ю.М.Чичков
«Детство — это я и ты»; А.П. Бородин,
А.К. Лядов, Ц.А. Кюи, Н.А. РимскийКорсаков «Парафразы»; пьеса «Детского
альбома», П.И. Чайковский «Игра в
лошадки»
1
2.3
Музыкальные инструменты. Фортепиано:
«Гном», «Старый замок» из
фортепианного цикла «Картинки с
выставки» М.П. Мусоргского;
«Школьные годы» муз. Д. Кабалевского,
сл.Е.Долматовского
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
2.4
Вокальная музыка: «Детская» —
вокальный цикл М.П. Мусоргского; С.С.
Прокофьев «Вставайте, люди русские!»
из кантаты «Александр Невский»
1
2.5
Инструментальная музыка:
«Тюильрийский сад», фортепианный
цикл «Картинки с выставки» М.П.
Мусоргского
1
2.6
Русские композиторы-классики: М.И.
Глинка увертюра к опере «Руслан и
Людмила»: П.И. Чайковский «Спящая
красавица»; А.П. Бородин. Опера «Князь
Игорь» (фрагменты)
1
2.7
Европейские композиторы-классики: В.
Моцарт. Симфония № 40 (2 и 3 части);
К.В. Глюк опера «Орфей и Эвридика»;
Эдвард Григ музыка к драме Генрика
Ибсена «Пер Гюнт». Л. ван Бетховен
«Лунная соната», «К Элизе», «Сурок»;
канон В.А. Моцарта «Слава солнцу,
слава миру»
1
2.8
Мастерство исполнителя: песня Баяна из
оперы М.И. Глинки «Руслан и
Людмила», песни гусляра Садко в оперебылине «Садко» Н.А. РимскогоКорсакова
1
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
3.1
Музыкальные пейзажи: «Утро» Э. Грига,
Вечерняя песня М.П. Мусоргского,
«Запевки» Г. Свиридова симфоническая
музыкальная картина С.С. Прокофьева
«Шествие солнца». «В пещере горного
короля» из сюиты «Пер Гюнт»
1
3.2
Танцы, игры и веселье: Муз. Ю.Чичкова,
сл.Ю.Энтина «Песенка про жирафа»;
М.И.Глинка «Вальс-фантазия,
«Камаринская» для симфонического
оркестра. Мелодии масленичного
гулянья из оперы Н.А. РимскогоКорсакова «Снегурочка». Контрданс
сельский танец - пьеса Л.ван Бетховена
1
3.3
Музыка на войне, музыка о войне: песни
Великой Отечественной войны – песни
Великой Победы
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
3
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
1.1
Фольклор других народов и стран в
музыке отечественных и зарубежных
композиторов: «Мама» русского
композитора В. Гаврилина и
итальянского — Ч.Биксио; C.В.
Рахманинов «Не пой, красавица при мне»
и Ж.Бизе Фарандола из 2-й сюиты
«Арлезианка»
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1.2
Образы других культур в музыке русских
композиторов: М. Мусоргский Танец
персидок из оперы «Хованщина».
А.Хачатурян «Танец с саблями» из
балета «Гаянэ»
1
1.3
Русские музыкальные цитаты в
творчестве зарубежных композиторов: П.
Сарасате «Москвичка». И.Штраус
«Русский марш»
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
4
Раздел 2. Духовная музыка
2.1
Религиозные праздники: вербное
воскресенье: «Вербочки» русского поэта
А. Блока. Выучи и спой песни А.
Гречанинова и Р. Глиэра
1
2.2
Троица: летние народные обрядовые
песни, детские песни о березках
(«Березонька кудрявая» и др.)
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
2
Раздел 3. Музыка театра и кино
3.1
Патриотическая и народная тема в театре
и кино: Симфония № 3 «Героическая»
Людвига ван Бетховена. опера «Война и
мир»; музыка к кинофильму «Александр
Невский» С.С. Прокофьева, оперы
«Борис Годунов» и другие произведения
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
3.2
Сюжет музыкального спектакля:
мюзиклы «Семеро козлят на новый лад»
А. Рыбникова, «Звуки музыки» Р.
Роджерса
2
3.3
Кто создаёт музыкальный спектакль: В.
Моцарт опера «Волшебная флейта»
(фрагменты)
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
5
Раздел 4. Современная музыкальная культура
4.1
Исполнители современной музыки:
SHAMAN исполняет песню «Конь»,
музыка И. Матвиенко, стихи А.
Шаганова; пьесы В. Малярова из сюиты
«В монастыре» «У иконы Богородицы»,
«Величит душа моя Господа» в рамках
фестиваля современной музыки
2
4.2
Особенности джаза: «Колыбельная» из
оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
1
4.3
Электронные музыкальные инструменты:
Э.Артемьев «Поход» из к/ф
«Сибириада», «Слушая Баха» из к/ф
«Солярис»
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
4
Раздел 5. Музыкальная грамота
5.1
Интонация: К. Сен-Санс пьесы из сюиты
«Карнавал животных»: «Королевский
марш льва», «Аквариум», «Лебедь» и др.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
5.2
Ритм: И. Штраус-отец Радецки-марш, И.
Штраус-сын Полька-пиццикато, вальс
«На прекрасном голубом Дунае»
(фрагменты)
Библиотека ЦОК
1
Итого по разделу
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
0
0
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Край, в котором ты живёшь
1
2
Русский фольклор
1
3
Русские народные музыкальные
инструменты и народные песни
1
4
Жанры музыкального фольклора
1
5
Фольклор народов России
1
6
Фольклор в творчестве
профессиональных музыкантов
1
7
Композитор – исполнитель –
слушатель
1
8
Композиторы – детям
1
9
Музыкальные инструменты.
Фортепиано
1
10
Вокальная музыка
1
11
Инструментальная музыка
1
12
Русские композиторы-классики
1
13
Европейские композиторыклассики
1
14
Мастерство исполнителя
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9668a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e92d78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e946aa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e96b94
15
Музыкальные пейзажи
1
16
Танцы, игры и веселье
1
17
[Музыка на войне, музыка о
войне
1
18
Фольклор других народов и
стран в музыке отечественных и
зарубежных композиторов
1
19
Фольклор других народов и
стран в музыке отечественных и
зарубежных композиторов
1
20
Образы других культур в музыке
русских композиторов
1
21
Русские музыкальные цитаты в
творчестве зарубежных
композиторов
1
22
[Религиозные праздники
1
23
Троица
1
24
Патриотическая и народная тема
в театре и кино
1
25
Патриотическая и народная тема
в театре и кино
1
26
Сюжет музыкального спектакля
1
27
Сюжет музыкального спектакля
1
28
Кто создаёт музыкальный
спектакль
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e92bb6
https://m.edsoo.ru/f5e986ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a35116
29
Исполнители современной
музыки
1
30
Исполнители современной
музыки
1
31
Особенности джаза
1
32
Электронные музыкальные
инструменты
1
33
Интонация
1
34
Ритм
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0