РП_ВД_Литературная гостиная_3-4_2025

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Аятское
«Согласовано»
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ с.Аятское
________________Е.В.Сврюгина
приказ № 1 от «____» _____________ 2025 г.

___________________ И.А.Разградская
№ 1 « _____ » _______________ 2025 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»
3-4 классы
2025 - 2026 учебный год

2025 г. с.Аятское

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
«Литературная
гостиная»
относится
к
общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности и
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Курс рассчитан на 2 года:
3 класс – 34 часа.
4 класс - 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Программа предполагает развитие у ребенка высших психических
функций, обогащение его внутреннего мира, более углубленное
представление о некоторых жанрах литературы. Кроме этого, программа
разработана с учетом того, что деятельность «Литературной гостиной» будет
направлена на подготовку учащихся к конкурсам чтецов (на разных уровнях)
как поэтических, так и прозаических произведений.
Актуальность данной программы связана с тем, что знакомство с
образцами художественной литературы, общение с искусством поможет
ученику стать увлеченным, компетентным читателем, расширить свое
культурное поле, познавать мир и себя самого.
Программа направлена читательской компетентности на младшего
мотивационной.
Цель программы внеурочной развитие школьника: деятельности всех
трех знаниевой, «Литературная составляющих деятельностной, гостиная» создание условий для привития обучающимся любви к чтению; развитие
эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств,
приобщение к миру искусства, воспитание эстетического вкуса;
формирование читательской компетентности младшего школьника.
Для реализации поставленной цели в рамках курса решаются
следующие задачи:
 формировать любовь к книге, к чтению;


через
организацию
исследовательской,
проектной,
интерпретационной (театрализация) деятельности совершенствовать знания,
умения по литературному чтению;
 развивать речь обучающихся;
 установить ассоциативно-образные связи между произведениями
литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства;
 формировать
взаимодействия;

навык

коллективного

творческого

общения

и

 воспитывать компетентного читателя, чуткого слушателя,
интересную личность, любящую Отечество, обладающую художественным
вкусом, собственным мнением.
 развивать собственно-творческую деятельность учащихся.
Формы работы: литературно-музыкальные вечера, творческие встречи,
авторские поэтические вечера, информационные обзоры, книжные выставки,
просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, экскурсии, КВНы, театральные
постановки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных
произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно
действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение
к прочитанному.

Метапредметные результаты:
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной
деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои
результаты.
Познавательные учебные умения:
-прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию
из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
-ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсе чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и
т.д.
Предметные результаты:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Прогнозируемый результат реализации программы
1.Оптимальное повышение техники чтения.
2.Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
3.Умение работать с книгой.
4.Умение работать с текстом.
5.Заинтересованность и активное участие родителей по развитию
познавательных способностей у своих детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс
История книги. Библиотеки - 4 ч
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды.
Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). Летописи.
Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Библиотечный урок:
система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и
читальный зал. Культура читателя.
Сказки народные и литературные - 4 ч
Волшебные сказки (народные и литературные). Книга-сборник «Сказки
А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Сравнение
сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья
Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Конкурскроссворд: «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы - 3 ч
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление. Чтение басен с «бродячими»

сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование
басен (работа в группах).
Книги о родной природе – 5ч
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений,
обмен мнениями. Проект: «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная
книга. Постановка проблемы. Проект: «Краски и звуки стихов о природе».
Рукописная книга. Поиск информации. Проект: «Краски и звуки стихов о
природе». Рукописная книга. Создание продукта. Проект: «Краски и звуки
стихов о природе». Рукописная книга.
Презентация продукта Книги Л.Н. Толстого для - 2ч
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». «Сказки Л.Н.
Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы -4 ч
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный
лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Работа с книгой А.
Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод.
Библиотечный урок: знакомство с книгой легендой энциклопедией А. Брема
«Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных. Реклама книги
«Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг – 3 ч
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книгапроизведение А. Гайдара «Тимур и его команда». Книга-сборник рассказов Л.
Пантелеева «Честное слово». По страницам книги В. Железникова «Жизнь и
приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии,
споры).
Книги о детях войны -3 ч
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение,
обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Работа в читальном зале.
Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны
с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей -3 ч
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и
журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы
«Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля». Детские
газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные
периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Книги, книги, книги… - 3 ч
Книги, их типы и виды. Справочная литература. Энциклопедии для
детей. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене.
Библиографические справочники. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что
узнали о книгах?»
4 класс
«Лето с героями любимых книг»-2 ч
Презентация читательских дневников. Игры по прочитанным книгам.
Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста. Устный
журнал «Твоя книжная полка».
Русские писатели-сказочники -3 ч
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М.
Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Сказка
сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Исторические корни литературных
(авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных
лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
Литературные сказки зарубежных писателей- 3 ч
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи
Длинный чулок». Л. Кэролл «Алиса в стране чудес».А. Милн «Винни – Пух»
Т. Янссон «Шляпа Волшебника».
Крупицы народной мудрости -5 ч
Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине.
Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма
Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает
армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о героях России
и оформление стенда с собранными материалами. Книга С. Алексеева

«Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный
материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии). Русь великая в
пословицах и поговорках. Отбор пословиц по теме, объяснение скрытого
смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и
поговорках».
Мифы народов мира -2 ч
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие,
китайские и т. д. Выставка книг. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Словари, справочники, энциклопедии-3 ч
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь
синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни
слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое?
Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и
нахождение ответов в книгах-справочниках.
Книги о детях и для детей -8 ч
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К.
Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка
книг. Фантастика и приключения. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К.
Булычёва, А. Волкова. Конкурс кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация
к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Юмористическая
проза. Литературная карусель по книге В. Медведева «Баранкин, будь
человеком!». Юмор в творчестве детских писателей. Знакомство с книгой А.
Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги». Сатирические
произведения. Литературный час по книге Дж. Свифта «Путешествие
Гулливера». Обсуждение книги В. Катаева «Сын полка»
«Рассуждаю, размышляю, творю»-6 ч
Учимся давать словам лексическую характеристику. Принцип
«Словаря». Сочинение описание. Сочинение-восторг. Сочинение - большая
выдумка. (Оживление неодушевлённых предметов). «Словарь настроений».
Описание настроений различных предметов. Эссе «С какого возраста можно
считать себя взрослым?». «Новая жизнь старых вещей». Нестандартное
использование привычных предметов. Читательская конференция
«Зачем нужны книги в компьютерный век?»- 2 ч

Подготовка и проведение конференции. Работа организуется по
секциям.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№
п/п

Тема

Форма занятия

ЦОР/ЭОР
Электронная библиотека
eLibrary (https://elibrary.ru/ )

История книги. Библиотеки - 4 ч
1.

Книги-сборники о былинных героях.

Конференция

2.

Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библия.
Детская библия (разные издания).

Дидактическая игра

3.

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван
Фёдоров.

Мини-проект.

4.

Библиотечный урок: система библиотечного обслуживания:
запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура
читателя.

Игра «Я - библиотекарь».

Презентации и видеоролики
(http://viki.rdf.ru/list-all
presentations/ )

Сказки народные и литературные - 4 ч

5.

Волшебные сказки (народные и литературные).

Выставка книг.

6.

Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник
народных сказок «На острове Буяне».

Викторина.

7.

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка
«Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь
крестьянская», А. Платонов «Умная внучка».

Круглый стол.

8.

Конкурс-кроссворд: «Волшебные предметы».

Конкурс.

Книги-сборники. Басни и баснописцы - 3 ч

https://nsportal.ru/

9.

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книгисборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Презентация книг.

10.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н.
Толстого.

Конкурс рисунков.

11.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Конкурс.
Отбор детской литературы для
чтения и форм проведения
мероприятий
(https://dop29.ru/program/2279
knizhkino-tsarstvo )

Книги о родной природе – 5ч

12.

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание
стихотворений, обмен мнениями.

Конференция.

13.

Проект: «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная
книга. Постановка проблемы.

Проект. Работа в группе.

14.

Проект: «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная
книга. Поиск информации

Проект. Работа в группе.

15.

Проект: «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная
книга. Создание продукта

Проект. Работа в группе.

16.

Проект: «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная
книга. Презентация продукта

Презентация продукта.

Книги Л.Н. Толстого для - 2ч

https://nsportal.ru/

17.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Беседа. Выставка книг.

18.

«Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н.
Толстого».

Исследовательская
деятельность.

Животные — герои детской литературы -4ч

https://nsportal.ru/

19.

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника:
титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги,
тип книги.

Презентация книг.

20.

Работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона
«Бурый волк»: оформление, перевод.

Работа в группе.

21.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой
энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Библиотечный урок.

22.

Художники-оформители книг о животных. Реклама книги
«Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Конкурс.
Презентации и видеоролики
(http://viki.rdf.ru/list-all
presentations/ )

Дети — герои книг - 3ч

23.

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и
др.). Книга - произведение А. Гайдара «Тимур и его
команда».

Беседа. Выставка книг.

24.

Книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Презентация книг. Викторина.

25.

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и
приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг
(беседа, дискуссии, споры).

Конференция.

Книги о детях войны -3ч

https://infourok.ru/

26.

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных
лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных
глав.

Чтение. Беседа.

27.

Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Презентация книг.

28.

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи,
сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Мини-проект.

Газеты и журналы для детей -3ч

https://infourok.ru/

29.

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура
газет и журналов. Издатели газет и журналов.

Исследовательская
деятельность.

30.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка»,
«Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля».

Презентация.

31.

Детские газеты «Пионерская правда», «Читайка»,
«Шапокляк». Электронные периодические издания
«Детская газета», «Антошка».

Выставка.

Отбор детской литературы для
чтения и форм проведения
мероприятий
(https://dop29.ru/program/2279
knizhkino-tsarstvo )

Книги, книги, книги… -3ч

32.

Книги, их типы и виды.

Исследовательская
деятельность.

33.

Справочная литература. Энциклопедии для детей. Сбор
информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене.
Библиографические справочники.

Беседа. Выставка книг.

34.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?»

Урок-игра.

4 класс
№
п/п

Тема

Форма занятия

«Лето с героями любимых книг»-2 ч

ЦОР/ЭОР
https://infourok.ru/

1.

Презентация читательских дневников. Игры по прочитанным
книгам.

Презентация. Игры.

2.

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного
возраста. Устный журнал «Твоя книжная полка».

Презентация.
Презентации и видеоролики
(http://viki.rdf.ru/list-all
presentations/ )

Русские писатели-сказочники -3 ч

3.

Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В.
Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина.
Фольклорные корни сказок.

Выставка.

4.

Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Викторина.

5.

Исторические корни литературных (авторских) произведений Исследовательская
(летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и
деятельность.
стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
Презентации и видеоролики
(http://viki.rdf.ru/list-all
presentations/ )

Литературные сказки зарубежных писателей- 3 ч

6.

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»,
«Пеппи Длинный чулок».

Беседа-опрос.

7.

Л. Кэролл «Алиса в стране Чудес».

Конкурс рисунков.

8.

А. Милн «Винни – Пух» Т. Янссон «Шляпа Волшебника».

Выставка книг.

Крупицы народной мудрости -5 ч

https://infourok.ru/

9.

Сборники произведений фольклора. Героические песни о
Родине.

Беседа. Выставка книг.

10.

Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях
России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе
ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
Сбор дополнительной информации о героях России и
оформление стенда с собранными материалами.

Мини-проект.

11.

Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских
солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В.
Суворове (справочники, энциклопедии).

Исследовательская
деятельность.

12.

Русь Великая в пословицах и поговорках.

Конкурс.

13.

Отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла,
оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и
поговорках».

Мини-проект.

Мифы народов мира -2 ч

https://mishka-knizhka.ru/

14.

Книги с мифами народов мира: древнерусские,
древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.

Выставка книг.

15.

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурскроссворд «Мифологические герои».

Конкурс.

Словари, справочники, энциклопедии-3 ч
16.

«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый,
словарь синонимов, этимологический.

https://nsportal.ru/
Беседа-опрос.

17.

Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

Выставка. Игра.

18.

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что
такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»:
составление вопросов и нахождение ответов в книгахсправочниках.

Игра.

Презентации и видеоролики
(http://viki.rdf.ru/list-all
presentations/ )

Книги о детях и для детей -8 ч

19.

Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К.
Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А.
Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.

Выставка книг.

20.

Фантастика и приключения.

Презентация книг. Викторина.

21.

Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова.

Работа в группе.

22.

Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к
книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Конкурс.

23.

Юмористическая проза. Литературная карусель по книге В.
Медведева «Баранкин, будь человеком!»

Беседа-опрос.

24.

Юмор в творчестве детских писателей. Знакомство с книгой
А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги»

Выставка рисунков.

25.

Сатирические произведения. Литературный час по книге Дж.
Свифта «Путешествие Гулливера»

Викторина.

26.

Обсуждение книги В. Катаева «Сын полка»

Конференция.

«Рассуждаю, размышляю, творю»-6ч

https://multiurok.ru/

27.

Учимся давать словам лексическую характеристику.
Принцип «Словаря».

Игра.

28.

Сочинение-описание. Сочинение-восторг.

Конкурс.

29.

Сочинение - большая выдумка. (Оживление неодушевлённых Работа в группе.
предметов)

30.

«Словарь настроений». Описание настроений различных
предметов

Творческая работа.

31.

Эссе «С какого возраста можно считать себя взрослым?»

Конкурс.

32.

«Новая жизнь старых вещей». Нестандартное использование
привычных предметов.

Мини-проект.

Читательская конференция «Зачем нужны книги в
компьютерный век?»- 2 ч

https://infourok.ru/

33.

Подготовка и проведение конференции.

Работа в группе.

34.

Подготовка и проведение конференции. Работа организуется
по секциям.

Защита проекта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».