13.04.2023
Актуальность воспитания толерантности обусловлена процессами,
которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде
всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон
конфликтов и конфликтных ситуаций. Все эти явления касаются молодежи, которой
свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решением социальных
проблем.
Сегодня
задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных
институтов, и в первую очередь тех, которые оказывают непосредственное
воздействие на молодежь. При этом задача воспитания толерантности часто
сталкивается с неблагоприятным воздействием стереотипного мышления членов семьи.
Известно, что людей следует воспринимать такими, какие они есть, с их обычаями,
традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому
- это наш долг, причем в первую очередь - перед своей совестью. Однако в
реальной жизни в обыденном сознании часто формируется негативное отношение к
тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.
Толерантность
- это реализуемая индивидом готовность к осознанным личностным действиям,
направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами
людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации,
стереотипы поведения[1]. Опыт показывает, что
человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но
пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.
В связи с этим можно говорить о межличностной, социальной, национальной
толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по
отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу;
национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.
Основными
направлениями работы с молодежью по формированию толерантности молодых людей
является информационное, эмоционально-ценностное и практическо-действенное.
Первое
направление - информационное. Организатор работы с молодежью должен приобщать
молодежь к общечеловеческим достижениям и ценностям. В связи с этим он должен
формировать у молодых людей комплекс знаний о следующих процессах и явлениях:
этнодемографических ситуациях в различных странах, на материках и в мире в
целом; социально-этнических изменениях, произошедших в мире; единстве и
неделимости противоречивого, многоэтнического мира. Большую ценность для
молодежи имеют этнографические знания о происхождении народов, с
представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета,
обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников.
Важно, чтобы организатор работы с молодежью не только проявлял компетентность в
этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во
время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев,
различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных
концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.
В целях воспитания толерантности могут быть созданы исследовательские
студенческие группы по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой
разных народов. Знать как можно больше о других народах - это основа
формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. Межнациональная
толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо
воспитывать у молодого поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь
российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные религиозные
организации.
Второе
направление по формированию толерантности - эмоционально-ценностное. Оно
предполагает формировать у молодых людей гуманистические ценности, и прежде
всего человеколюбие, выражающиеся в уважительном отношении к людям независимо
от их политических, религиозных и других взглядов и ориентации. А также перед
организаторами работы с молодежью стоит задача приобщить молодых людей к
культурным ценностям и традициям различных национальностей, корректировать
воздействие на молодежь социально-этнических факторов и формировать у них
сознание граждан мира. При этом следует учитывать избирательность интересов
молодежи, специфику региона, географию проживания населения. В процессе
формирования толерантных чувств нужно использовать потенциал народной
педагогики, которая представляет собой совокупность педагогических сведений и
воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях,
традициях, играх. Она предполагает исследование педагогической культуры
народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в
народе до наших дней.
Третье
направление - практическо-действенное - предполагает включение молодых людей в
практические мероприятия и акции, связанные с проявлением толерантности. Это
различные митинги, волонтерская работа, акции, связанные со сбором подписей в
поддержку толерантных действий.
В
настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к
другим людям приобретает всё большую актуальность. В философии существует
несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам – понимание
толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное
изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в
ситуациях, допускающих это. В социальном плане толерантность означает уважение,
принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира,
наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Мы
понимаем под термином «толерантность» - морально - нравственное качество
личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей
действительности, разнообразия форм и способов отражения её людьми, пониманием
относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т.д.; знанием
и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть.
[1] М.И.Рожков
Воспитания свободного человека
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.04.2023
Дата обновления: 13.04.2023
Дата публикации: 13.04.2023