АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МБОУ СОШ с. Аятское
Описание образовательной программы
Основная
общеобразовательная программа – адаптированная образовательная программа основного
общего образования обучающихся
с ЗПР Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы села Аятское Невьянского
городского округа Свердловской области.
Цель реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС ООО
обучающимися с ЗПР посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны
следующие специфические образовательные потребности:
адаптация основной общеобразовательной программы
основного общего
образования с учетом структуры нарушенного развития при
ЗПР;
опора на достижения предшествующего (начального) этапа
образования;
обеспечение особой пространственной и временной
организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы (быстрая истощаемость, низкая работоспособность,
пониженного общего тонуса и др.);
комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с ЗПР, гарантирующее получение необходимого медикаментозного
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения;
специальной психолого-педагогической помощи, направленной на коррекцию
нарушений эмоционально-личностного развития, формирование саморегуляции
познавательной деятельности и поведения;
обязательные лечебные и профилактические мероприятия,
поскольку функциональная недостаточность головного мозга при ЗПР проявляется не
только в замедлении темпа психофизического развития, но и в
психоневрологических и соматических расстройствах (большинство детей нуждаются
в динамическом медицинском наблюдении и в периодическом активном лечении у
педиатра, невропатолога и психиатра)
организация образования данной категории детей с учетом
специфики усвоения академических компетенций обучающимися с ЗПР (темпа учебной
работы, «пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого с
учетом индивидуальных недостатков развития);
организация длительного закрепления и неоднократного
повторения изучаемого материала, опоры в процессе обучения на все
репрезентативные системы, повышения доли наглядных (в том числе с применением
IT) и практических методов обучения;
учет актуальных и потенциальных познавательных
возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности
образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся,
уровня и динамики психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением
учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными
заданиями самостоятельно;
учет замедленного
темпа усвоения учебного материала, трудностей
понимания и репрезентации изучаемого, особенно в рамках
предметных областей «Математика и информатика», «Русский язык и литература»;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и
умений в
новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
в связи с недостатками абстрактно-логического мышления у
обучающихся с ЗПР, обязательное введение в содержание рабочих программ
предметов пропедевтических разделов облегчающих изучение трудных тем;
обеспечение постоянного контроля за усвоением учебных
знаний для профилактики пробелов в них вместе система оценивания должна быть
иной нежели чем оценка детей с нормативным развитием;
организация систематической помощи в усвоении учебных
предметов, требующих высокой степени сформированности абстрактно- логического
мышления;
учет типологических особенностей, обусловленных
структурой дефекта при ЗПР в установлении объема изучаемого учебного материала
и его преподнесении;
для коррекции недостатков развития школьников с ЗПР и восполнения пробелов предшествующего
обучения должны проводиться
индивидуально-групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной
направленности
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых
обществом норм
поведения;
использование преимущественно позитивных средств
стимуляции деятельности и поведения;
минимизация и индивидуализация требований к уровню
освоения предметов, требующих высокого уровня абстрактно-логического мышления
при выборе учебного материала и оценке предметных результатов;
необходимость постоянной помощи в преодолении трудностей
в овладении предметным содержанием, обусловленными недостатками познавательной
и эмоционально-личностной сферы, особенно при выполнении контрольных работ по
основным предметам (разрешение использовать калькулятор, набирать текст на ПК с
функцией проверки орфографии, пользоваться таблицей умножения, памятками и
схемами, облегчающими решение задач определенного типа и т.п.).
развитие и отработка средств коммуникации, приемов
конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения;
формирование способности к самостоятельной организации
собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование
умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
учет специфики саморегуляции (недостатков инициативности,
самостоятельности и ответственности, трудностей эмоционального контроля)
школьников с ЗПР при организации всего учебно-воспитательной деятельности;
приоритет контроля личностных и метапредметных
результатов образования над предметными;
сосредоточение внимания к формированию сферы жизненной
компетенции (житейской, коммуникативной) и исключение завышенных требований к
метапредметным и личностным результатам образования обучающихся с ЗПР.
профилактика и коррекция социокультурной и школьной
дезадаптации;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной
организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных
ценностей).
Особые образовательные потребности обучающихся с
задержкой психического развития на уровне основного общего образования дают
основание для обучения по адаптированной основной общеобразовательной
программе, в том числе на основе индивидуального учебного плана.
© МБОУ СОШ с. Аятское,
624183, Свердловская область, Невьянский район, село Аятское,
ул. Калинина д. 5 тел.:
8-(34356) 34172, e-mail – ajatskoe@mail.ru